Navigation bar
  Print document Start Previous page
 228 of 234 
Next page End  

процесс формирования изменения потребностей и мотивов, что одинаково важно для решения
вопросов патопсихологии и общей психологии.
А. Н. Леонтьев подчеркивает тесную связь мотивов и потребностей. Отметив, что анализ
потребностей может быть проведен через раскрытие их предметного содержания, он указывает, что «это
преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности». Такой подход
свидетельствует о сложном взаимоотношении потребностей и мотивов, признание иерархического
построения мотивов.
Усложнение мотивов, их опосредствование и иерархическое построение начинается у ребенка
уже в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей его жизни (Л. И. Божович). С возрастом
мотивы теряют свой непосредственный характер и начинают опосредоваться сознательно
поставленной целью — происходит подчинение одних мотивов другим. Деятельность человека
отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими
мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности всегда можно выделить ведущий мотив,
который и придает поведению определенный смысл.
Наличие ведущего мотива не устраняет необходимости мотивов дополнительных,
непосредственно стимулирующих поведение; однако без ведущих мотивов содержание деятельности
лишается личностного смысла. Именно ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и
иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и
этим обусловливает
относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций и ценностей.
Клинический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы
человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Такие закономерности
можно обнаружить у больных психическими заболеваниями, при которых процесс нарушения мотивов,
установок и ценностей происходит достаточно развернуто.
Наиболее ярко подобные нарушения личности проявляются при хроническом алкоголизме. Б. С.
Братусем было проведено исследование мотивационной сферы данной категории больных. В нем
использовались разработанный Б. В. Зейгарник метод психологического анализа данных истории
болезни в сочетании с экспериментально-психологическим исследованием. В ходе этого исследования
были проанализированы факты, касающиеся нарушения иерархии мотивов и формирования новой
патологической потребности.
Анализ истории болезни больных алкоголизмом отчетливо отражает выраженные изменения их
личности. У таких больных отмечается снижение личности, вплоть до полной ее деградации. Причем
это снижение идет в первую очередь по линии изменений в сфере потребностей и мотивов, разрушения
преморбидных установок, сужения круга интересов. При этом в психологическом эксперименте у них не
обнаруживаются грубые изменения познавательной деятельности (уровня обобщений, например) и
системы знаний. Их недостаточность проявлялась при выполнении заданий, требующих умственных
усилий, длительной концентрации внимания, быстрой ориентировки в новом материале. Отмечалась
также недостаточная целенаправленность суждений, некритичность, завышенная самооценка,
лабильность уровня притязаний.
Анализ историй болезни больных алкоголизмом позволил проследить процесс и выявить
механизм формирования новой патологической потребности — потребности в алкоголе. Принятие
алкоголя не относится к числу естественных потребностей, поэтому изначально алкоголь не обладает
самостоятельной побудительной силой. На первых порах принятие алкоголя выполняет роль средства
для реализации других мотивов (приятно отдохнуть, снять напряжение). Постепенно,
по мере
формирования психологической (а затем и физиологической) зависимости, у человека появляется и
закрепляется желание вновь и вновь испытать приятные ощущения, связанные с принятием алкоголя.
Теперь человека начинают привлекать не сами по себе события, бывшие для него значимыми (встреча
друзей, торжество), а возможность употребления алкоголя. Т. е. если вначале человек пил, чтобы
облегчить установление контактов с другими людьми (например, в незнакомой компании), то теперь он
общается даже с незнакомыми в надежде выпить. Таким образом, алкоголь для него становится
самостоятельным мотивом поведения.
Происходит то, что А. Н. Леонтьев называл «сдвигом мотива на цель», формируется новый
мотив, побуждающий к новой деятельности, а следовательно, и новая потребность (в алкоголе). Так как
Hosted by uCoz