Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 234 
Next page End  

психическими отклонениями рассматриваются окружающими как социально некомпетентные.
При
этом социальная компетентность содержательно охватывает не только социальное поведение, но и
соответствие стандартам проявления в общении таких психических функций, как восприятие,
мышление, память, воображение, эмоции. Таким образом, нарушения хотя бы в одной области психики
с неизбежностью влекут (по принципу «падающего домино») нарушения во всех остальных сферах
личности. Ярким примером этого является концепция возникновения поведенческих расстройств у
людей с шизофренией. Имеются эмпирические основания полагать, что поведенческие нарушения у
шизофреников возникают вследствие преобладания негативных эмоциональных сообщений в их
общении с окружающими людьми (родственниками, персоналом клиник). Негативные эмоциональные
сообщения могут передаваться только по одному из каналов коммуникации (вербальному или
невербальному). В этом случае человек, страдающий когнитивными нарушениями, также реагирует не
только на негативную информацию, но и на несогласованность модальности информации,
поступающей по разным каналам общения. Провоцирующими поведенческие расстройства являются
критические комментарии, враждебные замечания, повышенное эмоциональное участие, подавляющие
высказывания по отношению к человеку, имеющему психическое отклонение.
Отклонение от общепринятых стандартов психической деятельности и поведения запускает у
окружающих процессы избирательного внимания к человеку с отклонениями и к пристрастным
выводам в отношении наблюдаемого поведения, которым свойственна атрибуция — приписывание
предполагаемых причин отклонения. Нередко именно в результате избирательности внимания и
атрибуции то или иное отклонение начинают считать болезнью. Общество навешивает на
нестандартное поведение ярлык болезни, с которым связано исполнение больным определенных
социальных ролей. И как результат мы имеем дело с феноменом «самоисполняющихся пророчеств»:
ожидание негативных последствий отклонения приводит к их появлению.
Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором
совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди,
соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки,
соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями,
возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики людей с
отклонениями от общераспространенных нормативов, материальные условия жизни (бедные люди
заболевают значительно чаще). Социальное неравенство является ведущим социологическим фактором,
ответственным за возникновение и развитие психических расстройств. Социальное неравенство
означает неравенство жизненных условий и шансов людей, которые сталкиваются с поражением в
правах и ограничениями в доступе к распределению благ из-за своих психических и личностных
особенностей. В результате этого одни люди (психически «здоровые», соответствующие нормам)
оказываются в лучшем положении, тогда как другие (психически «больные») — в худшем,
дискриминированном положении. Люди с отклонениями оказываются исключенными из
сформированного большинством членов общества жизненного стиля, что способствует развитию
отклонения в такую форму, как «болезнь».
Контрольные вопросы к разделу
1. В чем различия нейробиологического и информационного подхода к психической
деятельности?
2. Как определяется норма в клинической психологии? На какие виды норм ориентируется
клинический психолог в своей работе?
3. Чем различаются понятия «патология» и «расстройство»?
4. Какие подходы существуют в клинической психологии к определению здоровья? Перечислите
психологические механизмы, обеспечивающие здоровье.
5. Каковы основные отличия биомедицинской модели болезни от биопсихосоциальной?
6. По каким принципам можно разграничить индивидуальные особенности психики человека и
психопатологические синдромы?
7. Какие этапы можно выделить в развитии психических расстройств?
Hosted by uCoz