Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 234 
Next page End  

определенной патологией.
Другими словами, симптом есть обозначение патологического признака. Не каждый признак
является симптомом, а только тот, для которого установлена причинно-следственная связь с
патологией. Психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные.
Позитивные
симптомы обозначают признаки патологической продукции психической
деятельности (вновь возникающие признаки, которых не было ранее). К ним относятся сенестопатии,
галлюцинации, бред, тоска, страх, тревога, эйфория, психомоторное возбуждение. Негативные
симптомы включают признаки ущерба, изъяна, дефекта психического процесса. Например, гипомнезия,
амнезия, апатия.
Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс,
в котором можно выделить ряд
закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.
Синдром
это строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания
симптомов.
В синдроме выделяют обязательные, дополнительные и факультативные симптомы.
Обязательный симптом
указывает на происхождение расстройства. Дополнительный симптом
отражает тяжесть, выраженность расстройства (могут отсутствовать в конкретных случаях).
Факультативный симптом
связан с модифицирующим влиянием различных факторов. Среди
обязательных симптомов бывает один (тогда это простой синдром, например, астенический) или два и
более (тогда это сложный синдром).
Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго
формализованно, поскольку раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные
типичные единицы, что важно для распознавания сущности нарушения.
На проявление симптомов влияют такие факторы, как возраст, пол и культура, в которой
воспитывался человек (контекст поведения).
В детском и подростковом возрасте очень сложно провести четкую границу между
болезненными нарушениями и допустимыми отклонениями в психическом развитии, поскольку психика
и личность ребенка еще только развиваются. В детской клинической психологии, придерживающейся
нозологического принципа диагностики расстройств, действует нормативистский подход к
определению психической нормы и патологии, который заключается в следующем: нормой считается
то, что соответствует социально определенным задачам развития личности ребенка на каждом
возрастном этапе. Например, в нашей культуре ожидается, что в период от двух до пяти лет ребенок
должен овладеть речью, сформировать привычку к туалету, получить навыки самообслуживания; в
период от шести до одиннадцати лет должны появиться учебные навыки, подчиняемость правилам и
простые проявления личной ответственности и т. д. Для каждой возрастной группы в культуре также
определены допустимые, считающиеся нормальными отклонения в поведении: например, до пяти лет
нормальными считаются эгоизм, страхи, нежелание вовремя ложиться спать, а в возрасте до
одиннадцати лет — дух противоречия, неспособность к устойчивой концентрации внимания или
застенчивость.
В соответствии с социально предписанными задачами психического развития ребенка выделяют
так называемые «критические» возрасты. Суть «кризисов» на самом деле заключается в том, что ребенок
в ходе индивидуального развития либо слишком быстро, либо слишком медленно достигает
предписанных обществом для
каждого возраста задач развития. Дело в том, что при достижении
ребенком определенного «критического» возраста у окружающих его взрослых изменяются ожидания и
требования, предъявляемые к личности ребенка. Несоответствие индивидуальных особенностей
психики и поведения ребенка этим ожиданиям и являются причиной беспокойства взрослых в
отношении его «нормальности», т. е. соответствия норме-нормативу.
Вместе с тем в детской клинической психологии наряду с выраженным нормативистским
уклоном есть тенденция рассматривать процесс психического развития в тесной связи с формированием
биологически целесообразного оптимума функционирования органических процессов, обеспечивающих
психическую активность ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем большую роль в проявлении
патологической симптоматики играют именно биологические нарушения процесса развития. С
увеличением биологического возраста биологические факторы из причинных становятся факторами
Hosted by uCoz