Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 234 
Next page End  

предрасполагающих внутренних условий, взаимодействующих с причинными факторами социально-
психологического плана. Так, в возрасте до трех лет основными критериями патологического развития
служат изменения на соматовегетативном уровне (повышение температуры, судорожной готовности,
усиление потливости, нарушения сна, пищеварения и аппетита). В возрасте от четырех до семи лет
основным критерием выделения патологических симптомов становится уровень психомоторного
возбуждения (усиленная активность, дефицит внимания, тики, навязчивости). В возрастном периоде от
пяти до десяти лет основным критерием является способ аффективного реагирования (тревожно-
фобические симптомы). И в возрасте одиннадцати-семнадцати лет на первое место в симптоматике
выдвигаются симптомы нарушений на эмоционально-идеаторном уровне (сверхценные идеи,
болезненные мысли, содержание межличностных отношений, направленность социального
взаимодействия).
Так как оценка патологичности тех или иных проявлений психики и поведения ребенка связана с
ожиданиями взрослых, обнаруживаются значительные гендерные различия в проявлении тех или иных
клинико-психологических симптомов. Так, ожидание от девочек большей покорности и подчиняемости
может привести к тому, что «неожидаемая» повышенная агрессивность и двигательная активность
девочки чаще будет диагностирована психологом как «патология». Культурные нормы также
ответственны за то, что у девочек чаще проявляются непрямые агрессивные реакции: вербальные атаки,
сплетни, остракизм или возмездие «третьему» лицу («козлу отпущения»). Наконец, культура определяет и
то, какие формы поведения детей считаются нормальными и ненормальными в отношениях между
собой или со взрослыми. Например, самостоятельность и спонтанность в поведении ребенка в возрасте
до 10 лет или отказ посещать школу в возрасте после 10 лет в разных культурах может быть расценена
как в терминах патологии, так и нормы.
Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования не
придерживается четкого разграничения нормальной и нарушенной психической деятельности (или
поведения). Здесь существенное значение для диагностики имеют целостные субъективные
переживания пациента и его собственные трактовки своего состояния. Феноменологически
ориентированное клинико-психологическое исследование опирается на четыре основных принципа:
принцип понимания, принцип эпохе (воздержания от суждения), принцип беспристрастности и
точности описания, принцип контекстуальности.
Принцип понимания
предполагает анализ субъективного смысла, который пациент вкладывает
в те или иные феномены, которые нам кажутся странными, ненормальными. Ведь один и тот же
внешний феномен после акта понимания может быть назван аутизмом либо интроверсией;
амбивалентностью либо нерешительностью; резонерством или демагогией.
Принцип эпохе предполагает, что необходимо абстрагироваться от синдромального мышления и
не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в нозологические рамки.
Принцип беспристрастности и точности описания заключается в требовании исключить
любые присущие диагносту субъективные интерпретации состояния пациента с позиций собственного
жизненного опыта, моральных установок и прочих оценочных категорий. А также он предполагает
тщательный подбор слов для описания состояния пациента.
Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а
является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя.
Контекстуальность позволяет определить место, адекватность условиям и меру осознания пациентом
того или иного психического феномена.
Существует четыре метода клинико-психологического исследования: беседа (интервью),
эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза).
Клинико-психологическое интервью (беседа)
— это метод получения информации об
индивидуально-психологических особенностях личности и психологических состояниях. От обычного
расспроса интервью отличается тем, что оно имеет направленный диалогический характер и
направлено не только на идентификацию явно предъявляемых признаков патологии, но и на
распознавание скрытых признаков, а также на более точное понимание существа проблемы.
Принципы клинико-психологического интервью:
однозначность и точность вопросов;
Hosted by uCoz