Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 234 
Next page End  

б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;
в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;
г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они
находятся.
В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего
объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в
медицинской практике.
В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию
психологического исследования, которая основана на методе наблюдения относительно небольшого
числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации
индивидуальных проявлений их психики и личности. В этом смысле клинико-психологическая
методология принципиально противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу,
опирающемуся на критерии «объективного» (статистически достоверного) психологического знания.
Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и
практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из
проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в
возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся
(диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и
психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней,
психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание
здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических
предпосылок и методов исследования — это наука психологическая.
1.1.1. История возникновения клинической психологии
Взаимопроникновение медицины и психологии основывается на соотношении в жизни человека
биологических и социальных факторов, на связи телесных функций с психическими. Уже у Гиппократа
(460-377 гг. до н. э.) мы можем встретить указание на роль адаптационных возможностей организма и
на важность межличностных отношений, складывающихся между врачом и больным. Именно этому
врачу-философу античности принадлежит известное высказывание о том, что медику гораздо важнее
знать, какой человек страдает болезнью, чем знать, какая болезнь имеется у человека. Но от понимания
необходимости глубокого изучения психологических аспектов клинических феноменов до
возникновения особой отрасли науки — клинической психологии — прошло немало времени.
Сам термин «клиническая психология» появился в 1896 году, когда американский психолог
Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer), обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта,
по возвращении из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при университете штата
Пенсильвания в США. Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором
обследовались
и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в
обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего
психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под
ним особый метод индивидуальной работы с проблемными детьми, в котором главенствующую роль
играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникальной
особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по
отношению к любым людям — взрослым или детям, — которые отклоняются в какую-либо сторону от
средних показателей психического развития, т. е. не вписываются в стандартные рамки
образовательных и воспитательных программ.
«Для методов клинической психологии неизбежно обращение к статусу индивидуального
разума, определенного с помощью наблюдений и экспериментов, а педагогическое обращение
занимается эффектом изменения, т. е. развитием этого индивидуального разума».
[История
современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. С. 374.]
Таким образом, клиническая психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму
психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, ориентированную на
Hosted by uCoz