Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 234 
Next page End  

индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в
поведении. В этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь из
сферы школьного образования в область правосудия (психологические клиники стали появляться при
судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно
отсталыми детьми). С точки зрения Л. Уитмера, коррекция нарушений в поведении детей, имеющих
отклонения от среднестатистических показателей психического развития, должна была заключаться в
создании для них адекватной социальной среды обитания в школе и дома.
Клиническая психология, созданная Л. Уитмером, по сути стала обширной прикладной отраслью
психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения для решения
каких-нибудь частных задач: педагогических, медицинских, военных, производственных и т. д. После
второй мировой войны (1939-1945) это направление стало называться «консультативной (прикладной)
психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области
охраны психического здоровья. При этом новые клинические психологи сразу были поставлены перед
требованием четкого разделения своих функций с психиатрами, поскольку теперь их сферы научных и
прикладных интересов стали совпадать. Клинические психологи США, в отличие от врачей-
психиатров, решили определить себя в качестве ученых-практиков, выполняющих на материале
клинических случаев свои научные общепсихологические работы.
На европейском континенте, в том числе — в России, термин «Клиническая психология» не
имел хождения вплоть до середины XX века. Впервые это словосочетание появилось в Европе в 1946 г.
в названии книги немецкого психолога В. Гельпаха (W. Hellpach), в которой он рассматривал изменения
психики и поведения у больных соматическими заболеваниями. Соответственно, под клинической
психологией В. Гельпах понимал только психологию соматических больных. Этот термин логично
дополнял уже существовавшие в европейской науке понятия «медицинская психология»,
«патологическая психология» («патопсихология») и «психопатология», поскольку каждое из них
отражало психологические аспекты того или иного вида клинической практики.
Так, под психопатологией понималась вспомогательная психиатрическая дисциплина, задачей
которой было экспериментальное изучение нарушений психических процессов у душевнобольных. Под
влиянием работ немецкого психиатра-теоретика К. Ясперса в начале XX в. психопатология развилась в
самостоятельную научную дисциплину, изучающую сложные психологические взаимоотношения в
личности душевнобольных, которые этот ученый рассматривал в качестве «внутренней причины»
психических болезней. Эта внутренняя причина, вступая во взаимодействие с «истинной внешней
причинностью» (биологическими факторами), определяла, с точки зрения К. Ясперса, уникальность
картины психического расстройства у конкретного душевнобольного, изучение которой позволяло
психиатру поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение /51/.
Наряду с психопатологией в рамках общей психологии в начале XX в. возникает специфическая
прикладная область
знания —
патологическая психология.
В ее задачу входило изучение
«ненормальных» проявлений психической сферы с целью лучшего познания психологии «нормальных»
людей /51/. Расстройства психики, наблюдаемые у душевнобольных пациентов, рассматривались в
патопсихологии как природный эксперимент, позволяющий более ясно понять значение и место
соответствующих феноменов психической жизни вообще, увидеть новые проблемные области
психологического знания и проверить истинность тех или иных психологических теорий /50/.
Применение врачами психологических концепций для решения разных лечебных и
исследовательских задач, возникающих в клинике, нашло отражение в понятии «медицинская
психология». В одноименных работах европейских психиатров Э. Кречмера и П. Жане термин
«медицинская» по отношению к психологии использовался в основном значении латинского
прилагательного medicalis — исцеляющая, приносящая здоровье, имеющая целительную силу. В этом
смысле под медицинской психологией понималась или психотерапевтическая практика /63/, или
биологическая интерпретация психологических концепций личности, целью которой была адаптация
психологических теорий к органической парадигме, в которой работали врачи-психиатры, что, по
мнению Э. Кречмера, должно было расширить кругозор врача и повысить эффективность проводимых
лечебно-диагностических мероприятий /24/.
Из всех имевшихся в начале XX в. понятий «медицинская психология» было самым широким по
Hosted by uCoz