Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 234 
Next page End  

неспособностью выбрать наиболее адекватный для реализации цели предмет.
Истощаемость внимания представляет собой прогрессирующее ослабление интенсивности
(непрерывности) внимания в процессе работы при изначально высокой способности к концентрации.
При этом страдает поглощенность действием. Если вначале внимание может быть осознанно
направлено на ситуативно значимый стимул, то через некоторое время он перестает разделяться от
других, незначимых для действия стимулов, человек начинает отвлекаться, включаются другие
программы действий и движений.
Сужение объема внимания — уменьшение количества информации, которую человек может
запомнить или переработать за короткий промежуток времени. Например, когда учитель что-то
объясняет, то одни ученики могут воспринять (т. е. понять и запомнить) один объем информации из его
речи, а другие — значительно меньший.
Тугоподвижность внимания — затруднения переключения с одного объекта на другой.
Утрата способности к выбору необходимой программы действия, вызванная нарушениями
функции внимания, может проявляться в виде гиперактивности, несдержанности, неконтролируемых
двигательных реакций в ответ на внешние стимулы.
Сочетание в поведении детей невнимательности, гиперактивности и импульсивности
характеризуется как гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ). Оно
характеризуется ранним началом — обычно в первые пять лет жизни ребенка. Гиперактивность
является специфическим признаком расстройства. Просто невнимательность без проявления
гиперактивности и импульсивности свидетельствует о других расстройствах поведения ребенка.
Поведение ребенка с ГРДВ характеризуют следующие признаки:
часто возникающее рассредоточение внимания при выполнении заданий или во время игры,
совершение «легкомысленных» ошибок в учебе (например, знает правило, но пишет с ошибками);
неспособность слушать собеседника (из-за частой отвлекаемости);
«непослушание», не имеющее цели осознанного противостояния родителям или педагогам
(неспособность выполнять указания, школьные задания, домашнюю работу, цель и задачи которых
ребенок понимает, но не достигает);
неспособность организовать свою деятельность;
неохотное выполнение задач, которые требуют продолжительных умственных усилий;
частые потери предметов, необходимых для выполнения заданий;
частая отвлекаемость под влиянием сторонних стимулов;
забывчивость;
неусидчивость;
суетливость и неугомонность, не соответствующие ситуации;
неспособность к спокойным играм или проведению досуга;
стремление часто и много говорить взахлеб, «заведенность»;
частое проявление готовности ответить на вопрос, не дослушав его до конца;
нетерпение при ожидании своей очереди;
частое стремление перебивать или вторгаться в чужие дела.
Перечисленные признаки не постоянно присущи поведению детей с ГРДВ. В определенное
время или в некоторых ситуациях они ведут себя совершенно нормально. Эта непоследовательность
часто вводит родителей и педагогов в заблуждение относительно того, что дезорганизованное
поведение ребенка связано с его «невоспитанностью» и баловством. Возникает иллюзия, что будто бы
достаточно просто заставить ребенка прикладывать больше усилий к эффективному выполнению
заданий, ограничить его жесткими рамками (например, пока не сделаешь правильно — не пойдешь
гулять). Однако ни сверхусилия со стороны ребенка, ни ужесточение воспитания, как правило, не
приводят к результату. Наоборот, такое отношение к ребенку с ГРДВ, обвинения его в
невнимательности вызывают у него страдание, снижение самооценки, чувство безнадежности и
серьезно осложняет взаимоотношения с окружающими.
Дети с ГРДВ представляют особую проблему для школы с ее основным требованием к контролю
и самоконтролю поведения. По сути это проблема несоответствия индивидуальных психических
особенностей детей школьной среде, которая создается без учета этих особенностей на основе
Hosted by uCoz