Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 234 
Next page End  

стол. Во время письма напряжение возрастает так, что ребенок не может написать больше нескольких
слов.
В случае синдрома детской неуклюжести ребенок может быть неуклюж в своей обычной
походке, медленно обучается бегать, прыгать, подниматься вверх и спускаться вниз по ступеням.
Вероятны трудности в завязывании шнурков на обуви, застегивании и расстегивании пуговиц на
одежде, бросании и ловле мяча. Ребенку свойственно ронять вещи, спотыкаться, ударяться о
препятствия. Расстройством считается проявление этих признаков в повседневной жизни на уровне,
который значительно ниже ожидаемого для определенного возраста и уровня интеллектуального
развития.
Причины возникновения расстройств этого типа окончательно не ясны. Но они часто
сопровождают гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания.
4.3. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков
Нарушения функции речи, а также коммуникативных и учебных навыков влияют на то, как дети с
нормальным и развитым интеллектом воспринимают словесную информацию, запоминают ее и
выражают свои мысли окружающим. Расстройства этих функций в дошкольном возрасте развиваются
скрытно и обнаруживаются только с началом школьного обучения. Нередко родители и педагоги
считают, что такие расстройства не серьезны по сравнению с явными психическими нарушениями,
проблемным поведением или физическими дефектами. Однако невнимание к специфическим
затруднениям в использовании детьми речи и письма существенным образом влияет на недоразвитие у
ребенка социальных навыков, что в будущем может сказаться на его профессиональных успехах,
эффективности выполнения им повседневных обязанностей, а также на межличностных отношениях.
Речь представляет собой исторически сложившуюся практику использования звуков, жестов или
знаков для передачи условных символов, имеющих общепринятые смыслы и значения (т. е. слов). Она
выступает одновременно и средством общения, и инструментом мышления, и одним из способов
волевой регуляции и контроля поведения и деятельности.
Развитие речи основывается на врожденной способности и приобретенной в процессе
социализации возможности воспринимать, учить, хранить, перерабатывать и воспроизводить основные
звуки и знаки языка, а также правила их грамматического построения.
Согласно концепции американского психолингвиста Ноама Хомского, в мозге человека имеются
специфические структуры, отвечающие за усвоение основных атрибутов речи. В пользу этого тезиса
говорит тот факт, что дети во всем мире осваивают язык с одинаковой скоростью, демонстрируя при
этом сходные последовательности этапов. Врожденные задатки речи созревают примерно к годовалому
возрасту, открывая возможности для развития речи как средства коммуникации в сензитивный период
от одного года до трех лет. Восприятие речи ребенком начинается с выделения обращенных к нему
звуков и жестов родителей. Когда ребенок постоянно слышит то или иное звуковое сочетание,
рецепторы уха стимулируют формирование соответствующих связей и передают их в слуховой центр
коры головного мозга. К первому году жизни в слуховом центре формируются специфичные для той или
иной речи карты (матрицы) восприятия, и ребенок перестает обращать внимание на звуки,
неспецифичные для родного языка.
После того как основные языковые матрицы уже сформировались, у малышей начинает
развиваться способность составлять из отдельных звуков целые слова. Поэтому чем больше слов в
период от года до трех лет слышит ребенок, тем быстрее у него формируется собственная речь.
У отдельных детей процесс речевого развития отстает от среднестатистической нормы, и они
еще долго пользуются для коммуникации жестами и звуками, а не словами. В ряде случаев нарушения
речевого развития связаны с затруднениями в поиске адекватных слов для ясного выражения своих
мыслей.
Расстройства развития речи представляют собой нарушения нормального процесса речевого
развития на ранних этапах. При этих расстройствах не страдает нейрофизиологический механизм.
Основная трудность определения этих расстройств заключается в том, что нормальные дети
значительно различаются по возрасту,
в котором они впервые начинают говорить слова и отдельные
Hosted by uCoz