Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 234 
Next page End  

Расстройство спеллингования характеризуется нарушением в подростковом возрасте
способности устного произношения слова по буквам и, соответственно, правильного его написания:
ребенок пишет слово так, как его слышит, несмотря на знание о правильном написании этого слова.
Нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие развитие речи, также связаны с
обеспечением развития навыков письма и счета (поскольку для счета необходимы не только
«математические способности», но и наличие абстрактного мышления, связанного с речью).
Однако расстройство навыков письма в некоторых случаях оказывается не связанным с
нарушением чтения: оно может выступать и самостоятельным расстройством, вызванным слабыми
визуально-моторными навыками. В качестве самостоятельного расстройства нарушение навыков
письма определяется физиологически обусловленным рассогласованием взаимодействия глаз и руки.
Из-за того, что дети с самостоятельным нарушением письма, не связанным с нарушением чтения, в силу
возникающего напряжения стараются писать как можно короче, их сочинения бедны по содержанию
(иногда уточняют, что это «расстройство экспрессивного письма»).
Расстройство экспрессивного
письма еще слабо изучено в клинической психологии.
Расстройство навыков счета, не связанное с интеллектуальной недостаточностью, начинается с
нарушения распознавания цифр и символов, к которому присоединяются нарушения упорядочивания
чисел, запоминания действий, недостаточность понимания абстрактных понятий, лежащих в основе
арифметики (например, «целое», «часть», «мнимое число»). При этом у ребенка диагностируется
нормальный интеллект, не повреждены сенсорные функции, не отмечается эмоциональных нарушений
и имеются все возможности для нормального обучения. Нередко ошибки в счете связаны с нарушениями
пространственной ориентации и затруднениями выбора направления (вверх/вниз, влево/вправо). Детям
с расстройством счета обычно трудно производить нумерацию чисел, сравнивать их, читать и писать
правильно математические символы, владеть вычислением в уме.
Психологические проблемы детей с нарушенными учебными навыками могут объясняться тем,
что окружающие не понимают их возможной связи с нейрофизиологическими особенностями детского
организма. Такие дети требуют индивидуальной организации учебно-воспитательного процесса,
ориентированного на развитие фонологической осведомленности через ролевые игры, прослушивание
и чтение стихов, распознавание предложений и слов, более тщательный и длительный анализ слогов и
фонем, структуры слов. Одним из важных требований является также укорочение времени занятий и
увеличение времени отдыха детей.
4.4. Нарушения памяти
Нарушения памяти — наиболее часто встречающаяся клиническая проблема. Самые
разнообразные нарушения психической деятельности могут маскироваться под кажущимися
расстройствами мнестической функции: нарушения внимания мотивационной, волевой, эмоциональной
сфер. Бывает так, что пациенты жалуются на нарушения функции памяти, тогда как экспериментально-
психологическое исследование (ЭПИ) этого не подтверждает. И наоборот, в ЭПИ имеются данные о
мнестических нарушениях, а в профессиональной деятельности эти нарушения не проявляются
(например, когда работа связана с актуализацией ручных навыков и работа осуществляется
автоматически, без необходимости запоминания деталей конкретной ситуации — оперативная память
не задействована, а задействована только долговременная). Все это подтверждает значимость
функционального подхода к решению проблемы мнестических нарушений (нарушения функций памяти
— запоминания, сохранения и воспроизведения) и анализа этой проблемы с точки зрения строения
памяти, динамики мнестических процессов и мотивации.
Главными функциями человеческой памяти являются целенаправленное запоминание,
сохранение и произвольное воспроизведение информации. Запоминание связано с
нейрофизиологическим процессом консолидации — закрепления кода информации о каком-либо
событии или факте. С точки зрения современной физиологии памяти, кодирование информации
протекает следующим образом: восприятие — сличение с образцом в долговременной памяти —
узнавание/неузнавание — образование временных кодов в кратковременной памяти под регулирующим
воздействием избирательного внимания — консолидация нового кода в долговременной памяти /21/.
Hosted by uCoz