Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 234 
Next page End  

формация и миндалевидное тело). Главными биохимическими веществами, обеспечивающими эмоции,
являются серотонин, адреналин, норадреналин, дофамин, ацетилхолин и опиаты. Изменение баланса
этих веществ в организме может приводить к затруднениям в возникновении определенных
эмоциональных состояний. Так, снижение уровня серотонина или норадреналина в мозге приводит к
депрессии. С действием дофамина связана возможность возникновения положительных эмоций, с
действием адреналина и норадреналина — отрицательных. В зависимости от уровня тестостерона и
кортизола умеренное содержание в мозге норадреналина, адреналина, серотонина, дофамина и опиатов
может лишать человека яркой эмоциональности (высокий уровень тестостерона и низкий — кортизола)
или провоцировать состояние растерянности (низкий уровень тестостерона и высокий — кортизола).
С особенностями восприятия связано проявление основных первичных эмоций. У человека
имеются врожденные формы эмоций, связанные с реагированием на генетически предопределенные
внешние и внутренние стимулы среды. Генетически обусловленные эмоциональные реакции могут
определять возникновение сложных эмоций в позднем возрасте, поскольку с ними связана «готовность»
к возникновению соответствующих эмоциональных состояний. Так, можно говорить о генетически
предопределенной готовности к боязни каких-либо объектов внешнего мира (пауков, змей, чужих
людей). Восприятие человеком реальности управляет возникновением этих врожденных
эмоциональных реакций в актуальном поведении.
На ранних этапах жизни большую роль играют процессы обусловливания тех или иных
эмоциональных реакций и их закрепление (например, под воздействием травматического опыта
раннего детства).
Те или иные эмоциональные состояния могут развиваться как привычные — на основе
восприятия повторяющихся ситуаций. Возобновляющиеся ситуации приводят к постепенному
«выключению» когнитивных процессов оценки однотипных ситуаций и автоматизации
непосредственного эмоционального реагирования на восприятие сходной ситуации. Так, человек,
имеющий опыт неудач (например, во время занятий в классе), уже только при одном попадании в класс
начинает ощущать тревогу. Образование эмоций при этом не рефлектируется и причины состояния не
осознаются.
Оценка информации, связанной с воспринимаемой ситуацией, составляет основную функцию
эмоций. Сознательная оценка результируется в мыслях, ожиданиях, имеющих эмоциональную окраску.
Негативные оценки (и соответственно, негативные эмоции) возникают из определенных
систематических ошибок при переработке информации о ситуации. Эти ошибки касаются личности
человека и перспектив удовлетворения его потребностей в этой ситуации /54/. К ошибкам мышления,
производящим устойчивые эмоциональные состояния, относят:
произвольные выводы из имеющейся информации;
избирательное игнорирование или пренебрежение какой-то частью информации;
чрезмерная генерализация информации (распространение ее на более широкий класс
событий);
переоценка или недооценка информации;
персонализация ответственности за удачу/неудачу в данных условиях;
жесткая дихотомия информации («хорошо/плохо», «черное/белое» и т. п.).
Эмоциональные состояния также связаны с содержанием «Я-концепции» (самооценки, оценки
своего прошлого и будущего), каузальной атрибуцией личностно значимых событий и ожиданиями от
предстоящих событий.
Так как восприятие и когниции принимают активное участие в возникновении и поддержании
эмоциональных расстройств, то, соответственно, эмоции, активируя в памяти соответствующие им
мысли и образы, поддерживают сами себя, что обеспечивает устойчивость эмоциональных нарушений.
Выделяют следующие классы эмоциональных нарушений: тревожные расстройства и
расстройства настроения.
При этом в качестве самостоятельных расстройств аффективной сферы
могут рассматриваться только расстройства настроения. Тревожные расстройства правильнее
определять не как аффективные, а как нарушения преимущественно когнитивного компонента
эмоциональности (в международной классификации болезней они классифицируются в рамках особого
типа расстройств — невротических или связанных со стрессом).
Hosted by uCoz