Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 234 
Next page End  

ребенка (учеба в школе, игры и отношения со сверстниками). У детей, страдающих этим расстройством,
возникает не соответствующий их возрасту страх расставания с родителями (или другими близкими
членами семьи) или страх оказаться вне своего дома. При этом страх может принимать одну из
следующих форм:
нереалистичное поглощающее беспокойство о возможном вреде, которому могут
подвергнуться родители за время разлуки;
страх, что родители больше никогда не вернутся к ребенку;
страх идти в детский сад или школу, потому что рядом не будет родителей (если ребенок
боится идти в детский сад или школу, потому что считает, что в там с ним самим может что-то
случиться, это не является страхом разлуки);
упорное нежелание идти спать без родителя;
упорный страх оставаться дома без родителей;
ночные кошмары, содержанием которых является разлука.
Дети с тревожным расстройством в связи с разлукой требуют к себе особого внимания со
стороны родителей, пристают к ним с пустяками, боятся новых ситуаций и часто имеют расстройства
физического здоровья, направленные на то, чтобы удержать рядом с собой близкого человека (тошнота,
боли в животе или голове, рвоты и т. д.). Они плаксивы, раздражительны, апатичны и имеют признаки
аутизации, если чувствуют предстоящую разлуку с лицом, к которому испытывают привязанность. У
таких детей часто формируется паттерн отказа от посещения школы. Он проявляется в том, что ребенок
приходит в школу только на последние уроки или уходит из школы, не дожидаясь конца занятий.
Нередко в качестве объективной причины ухода с занятий такой ребенок предъявляет жалобы на
здоровье. Обострение расстройства обычно наступает после каникул, праздников или
непродолжительной болезни. Но может возникнуть и после травматичных событий (таких, как смерть
любимой кошки или несчастный случай с близким).
Высокий процент маленьких детей проявляют эмоциональное расстройство вслед за рождением
младшего сиблинга (сестры или брата). В большинстве случаев это легкие расстройства, но иногда они
могут приобретать стойкий и жестокий характер соперничества или ревности. Соперничество или
ревность могут проявиться в виде заметной конкуренции за родительское внимание или любовь,
которая сопровождается только негативными чувствами и открытой жестокостью или физической
травмой к «предпочитаемому» сиблингу, его унижением, нежеланием делиться с ним, игнорированием
его присутствия. Нередко такое расстройство сочетается с утратой ранее приобретенных поведенческих
навыков (например, контроль над функцией кишечника или мочевого пузыря) и тенденцией к
младенческому поведению. Обычно также возрастает конфронтационное и оппозиционное поведение в
отношениях с родителями, вспышки необоснованного гнева и дисфории. Появляются мысли о
собственной отгороженности и несчастливой судьбе.
Генерализованное тревожное расстройство чаще всего возникает в возрасте 10-14 лет и
характеризуется постоянным, чрезмерным и неконтролируемым чувством тревоги и беспокойства почти
по любому, даже незначительному поводу (например, что надеть для прогулки — вдруг эта одежда как-
нибудь спровоцирует неприятное событие). Тревога не ограничивается определенными
обстоятельствами, она возникает даже тогда, когда для волнения нет никаких причин, что проявляется в
постоянном задавании вопроса «А что, если?». Наиболее часто при этом расстройстве бывают жалобы
на беспокойство и неспособность расслабиться, возбужденное, нервозное состояние, мышечное
напряжение, дрожь, потливость, ощущение сердцебиения, головокружения и головные боли,
дискомфорт в области желудка и тошноту. Человек может быть раздражительным, утомляемым, иметь
трудности с концентрацией внимания, с трудом засыпать и иметь неглубокий, беспокойный и
недостаточный сон. У детей с генерализованной тревогой может быть особо выражена потребность в
том, чтобы их успокаивали. В целях привлечения внимания они могут предъявлять различные
соматические жалобы.
Дети с генерализованным тревожным расстройством склонны обращать внимание на любую
пугающую информацию в новостях, книгах, фильмах и связывать ее со своей собственной жизнью. Они
всегда ожидают наихудшего исхода событий и считают, что сами они никогда не смогут справиться с
трудной ситуацией. Застенчивость, неуверенность в себе, постоянное ожидание поддержки,
Hosted by uCoz