Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 234 
Next page End  

классифицировались в клинической психологии как «латентная тревога» или «невроз сердца». Сами по
себе приступы паники, если они возникают в связи с имеющимися фобиями (например, при виде
пауков или чужих людей) или на фоне депрессии, не являются самостоятельным психическим
расстройством. Однако в подростковом возрасте (в период 15-19 лет) в связи с началом сексуального
созревания у ребенка могут начаться спонтанные панические атаки, связанные с неожиданно
возникающими сердцебиениями, болями в груди, ощущениями удушья, головокружений, слабостью в
ногах, обмороками и чувства нереальности происходящего. Так как этим атакам ребенок не может найти
рационального объяснения, у него часто возникает страх потери контроля над собой или страх
сумасшествия, может возникать страх внезапной смерти. У людей, переживших большое число
неожиданных, ничем не обусловленных панических атак, развивается вторичный страх возникновения
таких приступов. Они начинают избегать специфических ситуаций, мест, видов деятельности, в
которых возникали эти страхи, а также начинают бояться остаться одни, без посторонней помощи и
поддержки. На фоне панического расстройства могут возникать сопутствующие расстройства
настроения — депрессии, дистимии, а также возникать склонность к злоупотреблению психоактивными
веществами.
4.8. Расстройства настроения
Настроение — это эмоциональное состояние, характеризующееся сменой радости и печали в
зависимости от обстоятельств. Расстройства настроения характеризуются чрезмерной гипо- или
гипертимией. К основным расстройствам настроения относятся депрессивные расстройства и
биполярное аффективное расстройство.
Депрессия характеризуется переживанием глубокой печали, разочарования и уныния, которое
сохраняется большую часть дня и почти ежедневно. Человек в депрессии не реагирует на внешние
обстоятельства жизни, не проявляет интереса к выполнению всех или почти всех видов деятельности,
не получает удовольствия от того, что раньше нравилось. Он отдаляется от своих друзей, семьи,
предпочитая проводить время в одиночестве и размышлениях. Его размышления часто связаны с
идеями или действиями, направленными на самоповреждение, самоуничижение. Будущее
воспринимается мрачно и пессимистично. Человек с депрессией не чувствует в себе сил что-либо
делать, склонен считать любые действия бессмысленными.
Любой нормальный человек испытывает депрессию, столкнувшись с несчастьем или
безвыходной ситуацией, разочарованием в ком-либо или чем-либо. Однако у некоторых людей, в том
числе — детей, такое состояние сохраняется в течение продолжительного времени: от трех месяцев до
года. К сожалению, родители и педагоги часто «списывают» плохое настроение детей на недосыпание
или «погоду» и не всегда усматривают в длительно протекающей депрессии психическое расстройство.
Распознанию депрессии часто мешает то обстоятельство, что она нередко сопровождается повышенной
раздражительностью, капризностью, истерическими выпадами, психомоторным возбуждением,
деструктивным поведением, криками, язвительными злыми замечаниями (особенно если ребенка
пытаются как-то активировать или заставить что-то делать, нарушают его одиночество и т. п.). С
помощью возбуждения ребенок как раз и пытается справиться депрессией. Поэтому депрессивные
расстройства совсем не обязательно делают человека печальным и унылым. Депрессивное расстройство
также может проявляться в нарушениях сна (человек часто пробуждается ночью, очень рано
просыпается по утрам без всякой причины, а днем испытывает сонливость, различные беспричинные
боли, упадок сил), расстройствах приема пищи (слишком повышенный или, наоборот, пониженный
аппетит). Специфическим признаком депрессивного расстройства является то, что по утрам настроение
человека значительно хуже, чем к вечеру.
В зависимости от возраста дети по-разному переживают и проявляют депрессию. У
дошкольников депрессивное расстройство чаще проявляется в форме унылого, пассивно-безразличного,
аутичного (замкнутого в себе), заторможенного поведения. Они испытывают чрезмерную
привязчивость, плаксивость. Им недостает фантазии в играх, живости и энтузиазма в игре. У
подростков более выражена агрессивность и конфликтность, отчаяние и суицидальные тенденции,
самоуничижительные мысли. Они часто ссорятся с родителями по поводу выбора друзей или позднего
Hosted by uCoz