Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 234 
Next page End  

вербигераций. У подростка в таком состоянии лицо выражает недоумение, растерянность, ему трудно
осмыслить окружающее, он много раз спрашивает, где он, что происходит вокруг. Галлюцинаторные
переживания носят отрывочный и нестойкий характер. В отличие от делирия, аментивный синдром
характеризуется более длительным помрачением сознания (недели и даже месяцы), а по выходе из него
отмечается амнезия. Наиболее часто это состояние наблюдается при психозах, возникших на фоне
инфекционных заболеваний и интоксикаций (тяжело протекающий грипп, кишечные инфекции и др.)
4.9.7. Коматозное состояние
Глубокое расстройство сознания, характеризующееся отсутствием реакции на внешние
раздражители, нарушением жизненно важных функций организма. Если же при таком состоянии
появляются защитные реакции на сильные раздражители внешней среды, говорят о ступоре, или
ступорозном состоянии. Эти состояния у детей наблюдаются при тяжелых инфекциях и интоксикациях,
эпилепсии, энцефалите, менингите, травматических повреждениях и опухолях мозга.
4.9.8. Деперсонализация
Типичным проявление нарушения самосознания является деперсонализация,
или чувство
отчуждения от собственного «я», обычно касается личности в целом, включая отдельные психические и
соматические функции.
Деперсонализация — это расстройство самосознания, при котором изменяется восприятие
собственной личности, «своего я», утрачивается чувство единства личности. Собственные мысли и
действия воспринимаются с чувством отчуждения, раздвоения, расчленения собственного «я». В этом
состоянии больной говорит о себе в третьем лице, ощущает зависимость своих мыслей,
неуправляемость ими, они являются для него как бы чуждыми, насильственно внушенными. Варианты
деперсонализации многообразны, наблюдается она при многих психических заболеваниях, чаще всего
при шизофрении.
Контрольные вопросы
1. Что лежит в основе нарушений ощущения?
2. Как в клинической психологии трактуется проблема интероцепции?
3. Что лежит в основе нарушений восприятия?
4. Чем характеризуется гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания?
5. Что является главной причиной расстройств коммуникации и нарушений развития школьных
навыков?
6. Какие виды речевых расстройств вы знаете?
7. Чем характеризуется амнестический синдром?
8. По каким параметрам можно описать нарушения мышления?
9. В чем заключаются расстройства эмоциональной сферы?
10. Какова роль психосоциальных факторов в развитии эмоциональных расстройств?
11. В чем различия общенаучного и клинического определения сознания?
12. Какие нарушения психических функций являются признаками помрачения сознания?
Литература для дополнительного чтения
1. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. — Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.
2. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. — Ростов-на-Дону:
ЛРНЦ «Феникс», 1998.
3. Зейгарник Б. В. Нарушения восприятия //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л.
Белопольская. 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2000.
4. Зейгарник Б. В. Нарушения памяти //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская.
Hosted by uCoz