Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 234 
Next page End  

расстройств. Исследованиями И. Павлова было обнаружено влияние типов нервной системы на
характер протекания различных соматических процессов. Работы У. Кэннона открыли влияния сильных
эмоций и стресса на физиологические процессы в желудочно-кишечном тракте и на вегетативные
функции. В исследованиях этого психолога организм человека представлялся как динамическая система
разнообразных внутренних и внешних факторов, опосредованных психической деятельностью мозга
(например, У. Кэннон экспериментально показал, что ощущение голода вызывает сокращения желудка).
При такой трактовке человеческого организма медицина и психология опять становились
взаимопроницаемыми и взаимозависимыми, что в конечном итоге и привело к необходимости
возникновения междисциплинарной и отдельной (от психиатрии и общей психологии) сферы
психологической науки, интегрировавшей все предшествующие линии развития клинической
психологии и оторвавшейся от узкомедицинских сфер приложения этого знания.
1.1.2. Задачи и разделы современной клинической психологии
Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами
различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в
различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с
аномалиями развития и психологическими проблемами. В педагогической практике клинико-
психологические знания позволяют вовремя распознавать у ребенка нарушения психического развития
или отклонения в поведении, что в свою очередь дает возможность избирательного и эффективного
применения в отношениях с ним адекватных технологий воспитания, психолого-педагогической
коррекции и создания оптимальных условий для развития его личности с учетом индивидуальных
особенностей.
В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической
практике современная клиническая психология имеет следующие задачи:
изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и
личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;
изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на
личность и поведение ребенка;
изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;
изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;
разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических
целях;
создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в
коррекционных и профилактических целях.
Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и
психосоматическая медицина.
Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как
психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного
поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология). Количество
специальных разделов постоянно множится в зависимости от потребностей общества. И сегодня можно
встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического
стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология
здоровья и др.
Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия,
психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности,
психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и
педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и
психиатрии является диагностика. Вспомним, что исторически клиническая психология и зародилась в
недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Психиатр основной
акцент делает на распознавании патологических органических процессов, обусловливающих
расстройства психической деятельности, а также на фармакологическом воздействии на эти процессы и
на профилактике их возникновения. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают
Hosted by uCoz