Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 234 
Next page End  

уровень эмоционального контроля.
На уровне полевой реактивности происходит оценка необходимой дистанции с объектом
восприятия. При ослаблении работоспособности этого уровня возникает повышенная эмоциональная
чувствительность, ощущение опасности, исходящей от окружающих. У человека развивается
потребность в изоляции, ограничении контактов с другими людьми. При усилении работоспособности
эмоциональность снижается, возникает устойчивость к внешним воздействиям, формируется
потребность в более интенсивной стимуляции, сильных впечатлениях.
На уровне стереотипов поведения осуществляется эмоциональная оценка качеств
воспринимаемого объекта с точки зрения их соответствия актуальным потребностям. При ослаблении
работоспособности этого уровня возникает эмоциональное неудовлетворение от контактов с
раздражителями внешней и внутренней среды. У человека возникает ощущение внутреннего
неблагополучия и дискомфорта, появляется озабоченность своим здоровьем, формируется потребность в
поиске более удовлетворительных контактов. При усилении функционирования этого уровня
развивается эмоциональное напряжение, любые препятствия на пути достижения цели
воспринимаются как досадные препятствия. У человека возникает побуждение к силовым решениям
проблем, стремление во что бы то ни стало добиться желаемого объекта.
На уровне экспансии осуществляется выделение и эмоциональная оценка препятствий на пути
удовлетворения потребностей. В случае ослабления работоспособности этого уровня у человека
развивается неуверенность в своих силах, ему трудно принимать решения и делать выбор, что приводит
к большей ориентации на внешние оценки и строгому следованию правилам. При усилении
функционирования этого уровня мир воспринимается как поле битвы, поиск и преодоление трудностей
становится неотъемлемой частью жизнедеятельности, преодоление препятствий рассматривается как
доказательство собственной важности и исключительности, что должно получить должную оценку со
стороны окружающих.
На уровне эмоционального контроля происходит эмоциональная оценка взаимодействия с
другими людьми. При ослаблении функционирования этого уровня развивается сверхизбирательность,
переборчивость в социальных контактах, подозрительность, в окружающих видится прежде всего,
потенциальный противник. При повышении функционирования любые контакты воспринимаются как
удовлетворительные, если они протекают в пределах установленных правил, да и сами правила все
время оцениваются в зависимости от контекста ситуации общения, что приводит к большей легкости их
изменения в зависимости от настроения окружающих.
На генетическом уровне также закладываются динамические характеристики высшей нервной
деятельности: сила/слабость, подвижность/ригидность, темп психических процессов, что влияет на
степень ригидности возникновения однотипных поведенческих реакций в различных социальных
условиях.
Органические поражения мозга,
возникающие в перинатальный период жизни ребенка, при
травмах черепа или нейротоксических инфекциях также принимают участие в формировании
расстройств личности. Учеными обнаружены изменения функционирования катехоламиновых систем,
изменения биохимической активности мозга, латерализации, плотности мозговой ткани у людей с
расстройствами личности /49/.
В развитии личностных расстройств факторы генетической предрасположенности и
органического поражения мозга взаимодействуют с факторами психосоциального развития личности
— неблагоприятными семейными условиями, жестоким обращением и насилием в детстве,
неправильным воспитанием. Именно с решающим действием факторов психосоциального развития
связано формирование личностных расстройств при определенных генетических и органических
предрасположениях.
В отечественной клинической психологии существует традиция схоластического деления
психопатий на органические (психопатоподобные расстройства) и неорганические (собственно
психопатии). Однако такое разделение сомнительно с точки зрения феноменологии (проявления)
нарушений. Кроме того, методы коррекции и социальные последствия органических и неорганических
психопатий полностью совпадают.
Все дети начинают свое развитие с разными достоинствами и недостатками, обусловленными
Hosted by uCoz