Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 234 
Next page End  

генетическими и органическими причинами. Однако не у всех возникают личностные расстройства и
нарушения поведения. Формирование конкретных по содержанию моделей поведения и контекста их
проявления происходит во время психосоциального развития личности. В зависимости от условий
воспитания и обращения дети с разными генетическими и органическими предрасположенностями
могут демонстрировать сходные модели проблемного поведения и социального взаимодействия.
Обнаружение этого факта даже привело к тому, что одним из альтернативных терминов для
обозначения психопатий некоторое время было словосочетание «социопатическая личность» (личность,
имеющая нарушенные, неадаптивные социальные связи).
Нормальное личностное развитие осуществляется по предсказуемому и нормативно
определенному обществом пути: сначала овладение физиологической регуляцией, затем более
сложными навыками — коммуникацией и установлением межличностных отношений. В
неблагоприятных социальных условиях предсказуемость и определенность развития исчезает, что
приводит к проблемам с адаптацией. Неправильное воспитание или жестокое обращение с детьми
задерживает или нарушает основные процессы развития: формирование ранней привязанности,
регуляцию телесных функций и эмоций, формирование представлений о себе и других людях.
Следует иметь в виду, что в детском и подростковом возрасте только лишь закладываются
основные характеристики будущих расстройств личности. Так как личность в этом возрасте еще не
сформирована до конца, по отношению к детям и подросткам (т. е. по отношению к людям, не
достигшим 18 лет) говорить о полноценном расстройстве личности — некорректно.
Патологическими способами поведения, генерализующимися в личностной структуре под
влиянием обстоятельств психологического развития в детском возрасте, становятся следующие типы
поведенческих реакций /27/:
реакции отказа;
реакции оппозиции (протеста);
реакции имитации;
реакции компенсации;
реакции гиперкомпенсации;
реакции эмансипации;
[Все подчеркнутые реакции возникают не раньше подросткового
возраста.]
реакции группирования;
реакции увлечения;
реакции сексуальные.
Реакции отказа отказ от социальных контактов, страх перед новым, потеря жизненной
перспективы (возникает при потере близких в раннем возрасте или в условиях социальной депривации
в закрытых учреждениях).
Реакции оппозиции протестное поведение из-за обиды, ущемления самолюбия, недовольства
со стороны взрослых. Активный и пассивный протест. Активный — агрессия (в том числе косвенная),
непослушание как реакция на неадекватное обращение. Пассивный — отказ от действий, мутизм,
суицид, психосоматические реакции, уход из дома.
Реакции имитации повторение поведения окружающих (многое зависит от того, кто
становится объектом для подражания).
Реакции компенсации маскирование собственной слабости.
Реакции гиперкомпенсации маскировка слабости через проявление противоположной черты
(признаки — излишняя бравада, самооговоры).
Реакции эмансипации желание освобождения от влияния взрослых.
Реакции группирования создание чувства защищенности.
Реакции увлечения интеллектуально-эстетические, телесные, накопительские, лидерские,
эгоцентрические, азартные, информативно-коммуникативные (поверхностное общение).
Реакции сексуальные удовлетворение различных социальных потребностей (достижение
близости с другим человеком, демонстрация своего отношения к другому, получение выгоды,
подтверждение образа «Я», установление отношений зависимости и подчинения и т. п.) посредством
использования сексуальности (половых и гендерных свойств и отношений).
Hosted by uCoz