Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 234 
Next page End  

окружающих. Такая личность испытывает постоянное общее чувство напряженности, тяжелые
предчувствия, вызванные представлениями о своей социальной неспособности, личностной
непривлекательности, приниженность по отношению к другим. При расстройстве уклоняющейся и
избегающей личности человек не желает вступать ни в какие взаимоотношения без гарантий
понравиться из-за страха перед упреками или насмешками со стороны партнеров. Гипертрофированное
чувство собственной неполноценности заставляет уклоняющуюся личность подавлять возникающие в
межличностных отношениях эмоции, особенно при общении с малознакомыми людьми. Страх критики
и отвержения заставляет ее уклоняться от социальной или профессиональной деятельности, связанной с
межличностными контактами и общением. Опасение оказаться в затруднительном положении
заставляет уклоняющуюся личность отказываться от интересных предложений о новом виде
деятельности, особенно связанном с ответственностью. Все это приводит к формированию
ограниченного жизненного уклада.
Уклоняющиеся личности не проявляют настойчивости, скрывают свою злость, которую носят в
себе долго и тяжело. Отрицательные переживания не вытесняются, а сохраняются, не проявляясь вовне.
Поэтому они склонны к застреванию на аффекте. При значительном застое аффекта у них случаются
внезапные и сильные взрывы поведения.
Уклоняющиеся личности в общем коммуникабельны, но пассивны в общении. Очень долго
выбирают себе партнеров. Профессию они часто выбирают по принципу компенсации чувства
неполноценности.
Литературным примером уклоняющейся личности может служить «гадкий утенок».
Провоцирующим фактором развития такого расстройства является воспитание в неполной семье,
когда одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка или заменить
отца (ребенок в этом случае выполняет символическую роль супруга). Одинокая мать старается
привязать к себе ребенка, чрезмерно оберегает его и максимально разгружает от повседневных забот,
ожидая от ребенка ответного идеального поведения, добросовестности, честолюбия и успехов, не
обращая внимания на внутренние потребности самого ребенка. Если же ребенок начинает проявлять
себя, то такое поведение встречает резкое осуждение со стороны родителей. При таком воспитании
личность, с одной стороны, становится впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой — тщеславной.
Это и определяет ее зависимость от внешних оценок.
Расстройство зависимой личности. Представляет собой впервые возникающую в
подростковом возрасте глубокую и чрезмерную потребность в заботе со стороны окружающих, в
результате которой возникает покорное и зависимое поведение, страх перед разлукой. Это расстройство
характеризуется стремлением человека переложить на других людей большую часть важных решений в
своей жизни. Такой личности трудно сделать выбор для решения даже повседневных вопросов без
помощи, подбадривания или убеждения со стороны. Она боится самостоятельности и одиночества
одновременно. Боязнь самостоятельности связана не с отсутствием мотивации или энергии
действовать, а с тотальной неуверенностью в своих силах. С этой же неуверенностью связан и страх
одиночества: человек боится, что не сможет позаботиться о самом себе и, будучи один, окажется
беспомощным. Поэтому зависимая личность судорожно цепляется за людей, подчиняет свои
потребности и желания потребностям и желаниям окружающим и не хочет предъявлять даже разумные
требования людям, которые с ней общаются. Партнерские отношения зависимая личность
рассматривает как источник абсолютной поддержки и заботы о себе. Поэтому она испытывает страх
быть покинутой лицом, с которым имеется тесная межличностная связь, и в случае утраты близких
отношений немедленно пытается найти нового близкого человека, на которого можно было бы
переложить ответственность за свою жизнь.
Условия возникновения этого расстройства мало известны. Предрасполагающими факторами
можно считать чрезмерную родительскую заботу или ее полное отсутствие (по причине физической
утраты родителей или их невнимательного, безразличного отношения к своему ребенку), а также
наличие в детстве тревожного расстройства, вызванного разлукой. Чрезмерная забота блокирует
развитие инициативности и активности во взаимоотношениях с окружающими и формирует
«выученную беспомощность». Отсутствие родительской заботы формирует тотальную неуверенность в
себе и стремление во что бы то ни стало получить признание других людей, от которых можно получить
Hosted by uCoz