Navigation bar
  Print document Start Previous page
 121 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
121
пересмотреть весь свой жизненный опыт, во время индукции транса он также не делал попыток
такой интерпретации даваемых ему внушений. Как объяснил Хаксли, чувствуя себя в глубоком
состоянии транса, он хотел что-нибудь сделать и «неожиданно обнаружил там самого себя, что
было очень неожиданно и необычно» для него.
Хотя этот опыт с Хаксли был несколько необычен, это не первая моя встреча с такими
явлениями при возрастной регрессии у высоко интеллектуальных субъектов. Один такой
испытуемый попросил, чтобы его загипнотизировали и сообщили, когда он будет в состоянии
транса: у него должен возникнуть очень интересный тип регрессии. Просьбу удовлетворили и
предоставили его самому себе сидящим в удобном кресле на другом конце лаборатории. Двумя
часами позже он попросил, чтобы я его разбудил. Он рассказал, как неожиданно обнаружил
себя сидящим на незнакомом холме и, оглядываясь вокруг, увидел маленького мальчика,
которому сразу же дал шесть лет. Чтобы проверить это, он подошел к ребенку и обнаружил, что
это он сам. Субъект сразу же узнал этот холм и стал решать вопрос о том, как он мог в возрасте
двадцати шести лет наблюдать за собой шестилетним. Вскоре он обнаружил, что мог не только
видеть, слышать и ощущать себя ребенком, но также осознавал и понимал чувства и мысли
этого ребенка. В момент понимания этого факта он осознавал чувство голода у ребенка и его
страстное желание съесть пирожное. Это вызвало целый поток воспоминаний у него
двадцатишестилетнего, но он заметил, что мысли мальчика по-прежнему вертелись вокруг
пирожного и что мальчик вовсе не осознавал его присутствия. Субъект был для него
человеком-невидимкой. Он сообщил, что «прожил» с этим мальчиком многие годы, следил за
его успехами и неудачами, знал все о его внутренней жизни, интересовался событиями его
жизни в будущем и обнаружил, что, хотя ему уже двадцать шесть лет, он, как и этот ребенок,
абсолютно ничего не помнил о событиях, происшедших в последующие годы, что, как и он, не
может предугадать события в будущем. Он ходил вместе с мальчиком в школу, был с ним на
каникулах, все время наблюдал за его непрерывным физическим ростом и развитием. Когда
настал новый день, он обнаружил, что у него возникло множество ассоциаций относительно
действительных событий прошлого вплоть до непосредственного момента жизни самого
ребенка.
Он прошел вместе с ребенком начальную и среднюю школу, а потом долго решал,
поступать ли ему в колледж и какой вид обучения ему следует избрать. Он пережил те же
связанные с нерешительностью страдания, что и ребенок и он сам в его годы. Он почувствовал
облегчение и восторг того ребенка и самого себя, когда, наконец, принял окончательное
решение, и его собственные чувства подъема и облегчения были похожи на ощущения,
испытываемые ребенком.
Мой субъект объяснил, что эти ощущения, буквально момент за моментом, оживили его
собственную жизнь, жизнь с такими же понятиями, которые были у него в то время, и он
понимает лишь то, что он в двадцатишестилетнем возрасте, будучи человеком-невидимкой,
наблюдает за своим ростом и развитием, так же не зная будущих событий, как и шестилетний
ребенок, за которым он наблюдал.
Он с удовольствием следил за каждым завершенным событием, наблюдая широкую и
живую панораму воспоминаний прошлого по мере того, как каждое событие достигало своего
конца. В момент поступления в колледж испытанные им события закончились. Тогда он понял,
что находится в глубоком трансе, что хочет проснуться и прийти к согласию с самим собой
относительно своих воспоминаний.
Такой же тип ощущений я наблюдал и у других субъектов, как мужчин, так и женщин, но
в каждом случае изменялся характер получения таких ощущений. Например, девушка, у
которой были сестры-близнецы, на три года моложе ее, оказалась в гипнотической ситуации
парой сестер-близнецов, растущих вместе и все знающих друг о друге. В рассказе девушки не
было ничего общего с ее реальными сестрами-близнецами, и все воспоминания и ассоциации
такого рода были исключены.
Другой субъект, весьма склонный к технике, сконструировал робота, которого наделил
жизнью, и обнаружил, что это – его собственная жизнь. Он в течение многих лет наблюдал за
роботом, за событиями его жизни и его обучением, сам всегда постигая их значение, потому
что у него была потеря памяти относительно своего прошлого.
Hosted by uCoz