Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
136
О. Дамон боится, забыла, не хочет знать.
В. Вы считаете, что Дамон должна знать?
О. Да,да, да.
В. Вы знаете, что это такое?
О. Да.
В. Почему вы не скажете Дамон?
О. Не могу, не могу.
В. Почему?
О. Дамон боится, очень боится.
В. А вы?
О. Боюсь, но не очень.
В этот момент мисс Дамон прервала этот странный диалог, чтобы выразить свое полное
замешательство отрывочными замечаниями исследователя и потребовала объяснения.
В.: Мне нужно сказать ей?
О.: Конечно, она же не знает.
Тогда секретарь зачитала вопросы, а мисс Дамон показали ответы на них. Она
внимательно, с выражением все более возрастающего понимания вслушивалась в вопросы и
наконец воскликнула: «Так это же означает, что у меня раздвоение личности!». Она пришла в
сильное замешательство, когда ее рука с силой написала: «Правильно». Придя в себя, мисс
Дамон спросила: «Могу я с вами поговорить?». Ее рука написала: «Конечно». – «Ваше фамилия
действительно Браун?» – «Да». – «А ваше имя?» Она назвала имя Джейн. Позже оказалось, что
оно означало идентификацию с любимой героиней детской книжки и что Джейн было
действительно важным именем для нее, а фамилия Браун была, очевидно, добавлена к имени во
время первого гипнотического сеанса, описанного выше.
Мисс Дамон еще раз перечитала вопросы и с иронией спросила: «Браун, вы хотите мне
помочь?» – «Да, Эриксон просит, просит, просит!» – ответила ее рука. Ответить более подробно
на дополнительные вопросы мисс Дамон Браун упорно отказывалась.
Исследование помогло обнаружить, что личность мисс Браун представляет собой в
буквальном смысле отдельное, хорошо организованное единство, полностью сохраняющее
свою идентичность и проводящее четкую дифференциацию между мисс Дамон и мисс Браун.
Браун могла вступать в горячие споры с исследователем, его ассистентом и мисс Дамон и
высказывать идеи, которые полностью расходились с мнением последней. Она заранее знала,
что сделает или скажет Дамон, и сообщала свои мысли мисс Дамон так же, как это делают
психотические пациенты, сообщая свои автохтонные мысли. Она прерывала объяснения мисс
Дамон, написав: «Неверно!», – реагировала на стимулы и коды, которые не могла уловить или
не понимала Дамон. Она так навязывала свою личность всем присутствующим в кабинете, что
вся группа инстинктивно вынуждена была воспринимать ее как отдельную личность, человека,
находящегося среди них. Мы даже не смогли ограничить мисс Браун кругом проблем, которые
рассматривались в данный момент. Она охотно вступала в разговоры на различные темы и
часто прибегала к этому, пытаясь отвлечь исследователя от его усилий. Кроме того, мисс Браун
обладала определенным чувством личной гордости; она дважды выразила свое негодование по
поводу оскорбительных замечаний мисс Дамон, сделанных в ее адрес, и отказывалась писать в
ответ что-либо, кроме слов «не буду», до тех пор, пока мисс Дамон не извинилась перед ней.
Неспособность исследователя понять некоторые из ее письменных ответов часто вызывали у
Браун раздражение. В такие минуты она не колеблясь обзывала его глупцом.
Для автоматического письма мисс Браун была характерна экономность. Там, где это было
возможно, вместо слова она писала одну букву, а вместо фразы – одно слово; сокращения,
каламбуры, искажения смысла и значения использовались сначала в небольшой степени, а
затем все больше и чаще. Естественно, это сделало задачу исследователя чрезвычайно трудной.
С помощью соответствующих вопросов удалось определить, что все – Дамон, Браун и Эриксон
– на письме обозначались инициалами, что слово «помочь» означает «Браун хочет помочь» или
«Эриксон должен помочь Дамон», что буквы в. б. означают «вы будете?», что слово «нет» (no)
иногда означает «нет», иногда «знать» (know), а иногда – сокращение целой фразы, например
«Браун знает»; слово «subconsement» было сцеплением слов «подпункт», «последующий» и
Hosted by uCoz