Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
140
смущенно добавила: – Извините меня, Браун!". Вопросы исследователя выявили, что Браун
приняла извинения и теперь снова будет писать. Она непроизвольно написала: «Э., Э., Э.», как
бы адресуясь непосредственно к исследователю, в то время как мисс Дамон весело обсуждала с
ассистентом свое «невежественное поведение». Исследователь продолжал задавать свои
вопросы, на что Браун ответила одним словом: «Спать». – «Почему?» – «Мешает». Пока Браун
писала это последнее слово, мисс Дамон по-прежнему беседовала с ассистентом, не зная о том,
что пишет Браун, но когда слово было закончено, мисс Дамон заявила: «Ну, Браун хочет меня
наказать». Вопросы, обращенные непосредственно к мисс Дамон, показали, что у нее есть
только «ощущение», что она должна быть наказана, и что у нее нет этому объяснений, кроме
того, что ее извинение было неправильно предложено. Пока она объясняла, Браун написала:
«Э., ждите!». Исследователь принял этот намек и загипнотизировал мисс Дамон, исключив ее
как источник помех.
После этого удалось быстро достичь успеха относительно слов, написанных раньше.
Браун исключила слово «подсознательный» и заявила, что слово «последующий» является
одновременно и верным, и неверным. В этот момент мисс Дамон в ужасе проснулась, быстро
пришла в себя и начала беседовать на различные темы, упомянув среди всего прочего, что ее
дед был канадцем французского происхождения. Вскоре после этого Браун написала: «Спать».
Исследователь подчинился команде и снова ввел мисс Дамон в состояние транса. Опрос
показал, что использовались французские слова и опорным может быть слово
«последовательный», «последующий» или что-то в этом роде. Мисс Дамон несколько раз
просыпалась и снова засыпала, и каждый раз, когда она просыпалась, у нее на лице было
выражение ужаса. Когда мы спросили мисс Браун о мисс Дамон, она объяснила, что мисс
Дамон никак нельзя помочь, что ей необходимо испытать эти приступы страха, но она
почувствует себя гораздо лучше, пережив этот ужас, связанный со словом, которое в данный
момент проверяется. Пока мисс Браун выдавала эту информацию, экспериментатор старался не
задавать наводящих вопросов.
В конце концов мисс Дамон проснулась в спокойном состоянии и спросила, что
происходит, а Браун написала: «Расскажите». Осторожно, не зная, что именно говорить,
исследователь указал на расшифрованные слова. Мисс Дамон с интересом заметила, что
проблема, вероятно, в правильном написании французских слов. Когда она это говорила, мисс
Браун написала всего лишь одно слово: «Смотрите!». Эту запись показали мисс Дамон, и все
начали изучать слова, которые нетерпеливо писала мисс Браун. «Смотрите, смотрите, смотри»
те". Внимание мисс Дамон обратили на это слово, и она заявила: «Да она, верно, имеет в виду,
что нужно посмотреть это слово где-нибудь еще. Ну конечно, в словаре».
Мы страницу за страницей перелистывали словарь под аккомпанемент противоречивых
ответов мисс Браун, пока она нетерпеливо не сказала: «Неверно!». Более тщательный
осторожный расспрос выяснил, что в словаре было слово, похожее на слово Браун, и что хотя
это и нужное слово с правильным правописанием, оно все же неверно, потому что Браун
написала свое слово с ошибкой: «Никогда не знала правописания».
Получив команду записать свое слово, Браун написала французское слово «внезапно», за
которым шло слово «последовательный», тоже по-французски. Когда Браун спросили, нужно
ли слово «последовательный» для ее сообщения, она ничего не ответила, а мисс Дамон снова
испугалась и полностью забыла о последних этапах исследования. Она быстро восстановила
свое самочувствие и высказала несколько замечаний, звучащих так, будто она только что
пробудилась из состояния транса.
Мы спросили Браун, не нашла ли она в словаре еще какое-нибудь слово, имеющее для нее
важное значение. «Да». – «Ваше слово?» – «Да, только правописание другое». Здесь мисс
Дамон прервала диалог, чтобы спросить у исследователя:
«Что он имеет в виду?» (очевидно, говоря о Браун). Оговорившись, она неожиданно
побледнела и тут же забыла свой вопрос. На вопрос, какое слово она видела в словаре, Браун
написала: «Niaise». Когда мисс Дамон заявила, что такого слова нет, что она никогда его не
слышала, Браун написала: «Да, не знает его». Когда ее спросили, было ли это слово в ее
автоматической записи, Браун написала: «Да». После вопроса: «Как узнали?» Браун ответила:
«Дедушка». Выяснилось, что в возрасте трех лет мисс Дамон потерялась, и дедушка часто
Hosted by uCoz