Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
148
концов к раздвоению личности, будет являться вертикальным разделением личности на две или
более или менее полные единицы. Однако, вероятно, такой подход может оказаться
схематическим и неверным.
Оправдано ли пренебрежение вероятностью того, что все акты репрессии могут повлечь
создание скрытой формы личности? В своем единственном обращении к этой проблеме Фрейд
в работе «Заметки о роли подсознательного при психоанализе» (1912) кратко говорит о
существовании чередующихся состояний отдельных и независимых систем сознания.
Подчеркнув тот факт, что они чередуются и не существуют в сознании одновременно, Фрейд не
анализирует, как эта форма сегрегации сознательного материала отличается от того, который
мы наблюдаем в обычных репрессиях. Здесь, как мне кажется, мы снова сталкиваемся с
огромным пробелом в психологических знаниях, возникшим из-за того, что мы повернулись
спиной к материалу, который может быть доступен только при экспериментальном
использовании гипноза. Состояния сознательного и подсознательного мышления,
существующие в случаях раздвоения личности, сосуществуют так же достоверно, как при более
простых случаях репрессии.
В вышеописанном случае мы не смогли объяснить существование личности, которую
сначала звали Джейн, а потом Джейн Браун. Мы можем до какой-то степени понять функцию,
которую выполняла эта вторая личность, но не то, как она возникла. Известно лишь, что под
воздействием ужаса у девочки создалась очень глубокая и болезненная идентификация себя с
дедушкой. В какой-то степени все ее последующие тревоги и затруднения берут начало из этого
кратковременного события. В какое-то время она построила для себя защитное сопутствующее
alter ego, Джейн, которая знала то, чего сама мисс Дамон знать не хотела, и которая не могла (ей
было даже запрещено) рассказывать об этом кому-либо, но почти постоянно выполняла
защитную роль по отношению к пациентке. Это подтверждалось многочисленными событиями
во время сеанса, описанного в статье, и резко противоречит представлениям о разрушающей и
почти злобной второй личности, о которой часто пишут в литературе.
Тип личности «Салли», описанный Мартоном Принсом, часто торжествует в смысле
власти, но может продемонстрировать ее, в интересах терапии вынуждая другую личность
принять подсознательные данные, которые она пытается отвергнуть. В данном случае
разногласия между двумя личностями (оскорбления, прозвища, чрезмерное высокомерие,
дурное расположение духа, извинения) оказались мнимыми, бутафорскими битвами, с
помощью которых одна управляла другой. Об этом свидетельствует следующее заявление
Браун: «Д. нужна помощь. Д. не знает, что ей нужна помощь. Б. должна помочь Д. Э. должен
помочь Д. Д. не знает, как получить эту помощь., Нужно оказать помощь, в то время как она не
знает, как принять ее. Д. не знает, что ей нужно сделать. Д. делает неверно. Б. знает правду. Б.
не может рассказать Д. Б. должна заставить Д. сделать верно, наилучшим образом». Это
объяснение типично и показывает, что явная внутренняя война является побочным продуктом
неуклюжих усилий Браун подвести мисс Дамон к пониманию сути вещей.
Даже гаев Браун против мисс Дамон, по-видимому, должен был внушить ей мысль о
серьезности всего дела. Так, случайное нетерпеливое оскорбление исследователя напоминает
гнев ребенка, который нетерпеливо объясняет взрослому что-то, чего взрослый все же не может
понять.
Очевидная «проказливость», вероятно, не является выражением реального отношения
Браун и должна замаскировать большую серьезность и озабоченность, тревогу и беспокойство,
которые она старалась спрятать от себя, от исследователя и, особенно, от мисс Дамон, чтобы
последняя не испытывала особой озабоченности. То, что Браун сама боялась, показало ее
следующее заявление: «Э. не повредит. Э. может сделать это. Э. не боится. Д. боится. Б. боится,
поэтому пусть Э. сделает это».
Двусмысленность ответов и настойчивость требования Браун задать абсолютно верный
вопрос, на который она смогла бы ответить, являются характерными и в то же время приводят в
замешательство. Это происходит так, будто она не может прямо рассказать всю историю, а
может только намекнуть на нее так, как это делает маленький школьник, который не
осмеливается назвать школьного хулигана, но может намекнуть на него, если правильно
сформулировать вопрос. При тщательной проверке большая часть, казалось бы, не
Hosted by uCoz