Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
17
Движимый желанием сотрудничать с врачом, который явно не следит за своей речью,
испытуемый старается разобраться в этом хаосе путаных требований и приходит в такое
замешательство, что рад любому разумному предложению, лишь бы выбраться из этой
утомительной и запутанной ситуации. Приказы надо отдавать быстро, решительно и уверенно,
не позволяя испытуемому опомниться и хоть как-то их упорядочить. В лучшем случае он
может пытаться приспособиться к этой неразберихе и признать, что в этом потоке нелепостей
есть какой-то смысл.
Метод этот можно несколько видоизменить. В состоянии транса испытуемого можно без
конца путать: какую руку поднять, какой двигать быстрее, а какую отводить в сторону, какую
задерживать, а какой продолжать двигать, и в каком направлении. И так до тех пор, пока не
станет ясно, что он готов выполнить любое требование, лишь бы прекратилась эта путаница.
Метод путаницы оказался чрезвычайно эффективен при внушении глубокой амнезии и
возврате испытуемого в разные периоды его прошлой жизни. При этом можно ссылаться на
ежедневные события, которые так знакомы каждому. Если испытуемого необходимо вернуть в
пережитое в прошлом, начинать нужно с житейских рассуждений о том, как легко мы путаем
дни недели, как часто думаем, что свидание, на которое мы должны были прийти вчера,
назначено на завтра, и как часто помечаем свои письма прошлым годом, а не нынешним. Если
испытуемый соглашается и дает понять, что, действительно, у него тоже так бывает, то
продолжают рассуждать таким образом: сегодня, скажем, вторник, а можно думать, что
четверг, но поскольку сегодня среда и поскольку в данной ситуации вообще не имеет значения,
среда сегодня или понедельник, то ничто не мешает нам живо вспомнить одно приключение,
которое мы пережили неделю назад в понедельник, точь-в-точь такое, какое мы пережили в
прошлую среду. Оно в свою очередь напомнило о событии, которое испытуемый пережил в
свой день рождения в 1948 году, и в то время он мог только гадать, а не знать в точности, что
произойдет с ним на дне рождения в 1949 году, и уж тем более – на дне его рождения в 1950
году, поскольку эти дни еще не наступили. А раз они еще не наступили, то у него, живущего в
1948 году, не может быть о них никаких воспоминаний.
Прислушиваясь к этим рассуждениям, испытуемый может считать, что в них есть
какой-то смысл. Однако чтобы прояснить смысл этого, он обратится к событиям своего дня
рождения в 1948 году, а для этого ему нужно отключиться от событий 1949 и 1950 годов. Но
едва ход его мыслей принимает такое направление, ему выдается новая порция рассуждении о
том, что человек одно помнит, другое забывает, что часто забываются вещи, о которых, мы
были уверены, будем помнить всю жизнь; что произошедшее с нами в детстве встает в памяти
живей, чем случившееся в 1947, 1946 и 1945 годах; буквально каждый день мы забываем
что-нибудь пережитое в текущем году, или в прошлом году, или в 1945, 1944 годах, а тем более
в 1942, 1941 и 1940 годах. А из того, что произошло в 1935 году, помнится лишь отдельное, а по
мере того, как уходит время, забудется еще многое.
В этих рассуждениях испытуемому тоже чудится какой-то важный смысл, и чем больше
он старается понять его, тем больше с ним соглашается. Между тем ему уже внушена амнезия с
упором на детские воспоминания. Этим работа его памяти направлена в сторону более раннего
возраста.
Поначалу к этим воспоминаниям побуждают не приказами и не наставлениями, а
рассуждениями, будящими мысль. Затем, по мере того как испытуемый начинает поддаваться,
незаметно и постепенно переходят к прямым требованиям все более и более живо вспомнить
события 1935 или 1930 года. Потом постепенно и осторожно делается внушение забыть все, что
было после этого года, и завершается все советом «забыть многое: вещи, события прошлого,
надежды на будущее – ведь забывать так естественно; к тому же преданное забвению не имеет
больше значения; живо и полно смысла лишь то, что принадлежит настоящему – мысли,
чувства, дела».
Так, ходу мыслей испытуемого не только придается желанный ему порядок, но и
поведение его строится соответственно этим мыслям.
Затем испытуемому настойчиво, со все возрастающим напряжением говорят, что сейчас
он очень ярко вспомнит некоторые события 1930 года и увидит себя участником одного
события, которое для него еще не окончено. Один испытуемый, которого под гипнозом вернули
Hosted by uCoz