Navigation bar
  Print document Start Previous page
 194 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
194
дает им возможность отреагировать на него каким-то новым путем. Так как гипнотический
транс можно определить как состояние повышенного понимания и реакции на новые идеи, то
гипноз предлагает ребенку новую область для исследования.
Ограниченная эмпирическая подготовка ребенка, жажда нового опыта и готовность к
изучению нового делает маленького пациента хорошим гипнотическим субъектом. Он жаждет
воспринимать идеи, ему нравится реагировать на них, и, следовательно, возникает
необходимость облекать эти идеи в форму, понятную и приемлемую для него. Это является, как
и во всех других формах психотерапии для пациентов любого возраста, основным, решающим
принципом лечения.
Психотерапевтический метод должен соответствовать эмпирической подготовке пациента
и его жизненному опыту – беседы должны проводиться не ниже, но и не выше уровня пациента.
Они должны быть простым изложением серьезной, искренней идеи одного человека другому
для достижения взаимопонимания и реализации общих целей. Мать напевает колыбельную
своему грудному ребенку, не добиваясь, чтобы он понял слова песни, а стараясь придать ей
приносящее удовольствие сочетание звука и ритма в ассоциации с приятными физическими
ощущениями для них обоих и для достижения общей цели. У ребенка, которого правильно
запеленали, с которым правильно обращаются, подносят к груди с соответствующими
«гипнотическими прикосновениями», вряд ли возникнут колики в животе. Под «гипнотическим
прикосновением» имеется в виду тот тип касания, который служит для стимулирования у
ребенка ожидания чего-то приятного и который постоянно стимулирует его таким образом.
При непрерывном накапливании опыта, это не просто касание, ласка, а постоянное
стимулирование, имеющее важное значение, так как оно позволяет ребенку, каким бы коротким
ни был интервал его внимания, постоянно реагировать на стимулы. Так происходит и при
гипнозе, при лечении как взрослых, так и детей. Возникает необходимость в постоянных
стимулах, вызывающих соответствующие реакции и направленных к общей цели.
Грудному ребенку нужна колыбельная песня и соска между губ даже после того, как он
удовлетворил голод и уснул. Он нуждается в этих беспрерывных стимулах до тех пор, пока
физиологические процессы сна и пищеварения не станут служить для их замещения. То же
происходит и при проведении сеансов гипноза у ребенка, так как здесь возникает
необходимость в беспрерывном стимулировании. Гипноз должен (как у детей, так и у
взрослых) вызывать простые, хорошие и приятные стимулы, которые в повседневной жизни
формируют нормальное поведение, приносящее удовольствие во всех отношениях.
Другим важным принципом использования гипноза при лечении детей является общий
характер подхода к ребенку. ~~ Независимо от возраста ребенка никогда нельзя угрожать
ребенку, как функционирующей единице общества. Физическая сила взрослого, сила
интеллекта, сила авторитета и его престиж значат для ребенка неизмеримо больше, чем его
собственные качества, неправильное использование которых представляет собой угрозу его
личности. Так как гипноз зависит от сотрудничества для общего блага, то чувство добра и
адекватности должно основываться не на ощущении превосходства собственных достоинств
одного из участников, а на чувстве уважения к самому себе как индивидууму, правильно
общающемуся с другим индивидуумом; при этом каждый из них вносит полную лепту в общую
деятельность, имеющую определенное значение для них обоих. Возникает определенная
необходимость (из-за отсутствия у ребенка эмпирического опыта и понимания) работать
прежде всего с ребенком, а не над ребенком. Взрослый легче может воспринимать пассивное
участие.
Кроме того, не может быть и речи о лингвистическом снисхождении к ребенку.
Понимание, восприятие языка всегда предшествует применению словесных внушений. Нельзя
опускаться до языка ребенка, а нужно использовать язык, понятия, идеи и словесные
изображения, понятные для ребенка в значениях его собственного познания. Беседа на языке
грудников обычно является оскорблением и насмешкой, так как любой разумный ребенок
знает, что взрослый владеет другими вокальными средствами. Никто не имитирует акцент
взрослого, но можно использовать слово и фразу, взятые из речи другого. Так же обстоит дело
и с инфантильными, детскими высказываниями.
С таким же уважением нужно относиться и к способности ребенка формировать и
Hosted by uCoz