Navigation bar
  Print document Start Previous page
 195 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
195
воспринимать идеи и не предпринимать попыток принизить и сократить способности ребенка к
пониманию. Лучше предположить и завысить эти способности, чем оскорбить, намекнув на
недостаток понимания. Например, хирург, который сказал четырехлетней Кристи: «Ну, теперь
у тебя не болит, не так ли?» – получил горький, презрительный ответ: «Ты глупый! Конечно,
болит, но я не обращаю внимания». Она хотела понимания и признания; не фальсификации, а
реальности, понятной для нее. Сказать ребенку:
«Теперь у тебя нисколько не будет болеть и никогда», – означает накликать беду. У
ребенка свои собственные идеи и потребности, которые следует уважать, но ребенок охотно
воспринимает модификации своих идей, разумно представленные ему. Таким образом, сказать
ребенку: «Это и теперь может сильно болеть, но я думаю, что ты вполне можешь остановить
боль» – означает разумную оценку реальности для ребенка и предполагает воспринимаемую
идею разумного и возможно ответственного участия в этом процессе.
Ребенка следует уважать как думающее, чувствующее создание, обладающее
способностью сформулировать идеи и понятия и способное интегрировать их в свое
собственное целостное эмпирическое понимание; но он должен делать это в соответствии с
реальными функционирующими процессами, которыми он владеет сам. Ни один взрослый не
может это сделать для него, и любой подход к ребенку должен учитывать этот факт.
Чтобы проиллюстрировать, как следует подходить к ребенку и использовать
гипнотические методы, можно привести пример из моей личной практики.
Трехлетний Роберт упал с лестницы, сильно разбил губу и выбил верхний зуб. У него
открылось сильное кровотечение, он громко кричал и плакал от боли и страха. Его мать и я
прибежали к нему на помощь. Одни взгляд на него, лежащего на земле, кричащего, с сильным
кровотечением из губы и рта и с кровью, разбрызганной по тротуару, подтвердил
необходимость срочной помощи, требующей энергичных и быстрых мер.
Не было предпринято ни одной попытки поднять его с земли. Вместо этого, когда он
сделал паузу, чтобы набрать воздуху для нового крика, автор сказал ему сочувственно,
быстро-быстро и громко: «Это ужасно больно, Роберт. Это ужасно больно».
Именно тогда уже, без всяких сомнений, мой сын понял, что я знаю, о чем говорю. Он мог
согласиться со мной и он знал, что я полностью согласен с ним. Следовательно, он с уважением
слушал меня, поскольку я показал, что полностью понимаю ситуацию. В детской гипнотерапии
нет более важной проблемы, чем говорить с пациентом так, чтобы он мог согласиться с вами и
уважать ваше разумное понимание ситуации в критериях его собственного понимания.
Потом я сказал Роберту: «И будет еще долго болеть».
В этом простом высказывании я дал название его страху, подтвердил его собственное
суждение о ситуации, продемонстрировал мое хорошее разумное восприятие всего дела и мое
полное согласие с ним, так как с этой минуты он уже мог только предвидеть длительные
страдания и боль.
Следующим этапом для него и для меня было заявление, когда он снова набрал воздуху
для крика: «А тебе хочется, чтобы боль прекратилась». Снова мы были в полном согласии, его
поняли и даже согласились с его желанием. А это было его желание, полностью исходившее от
него и составляющее непосредственную необходимость для него.
Определив таким образом ситуацию, я смог предложить тогда внушение с определенной
степенью определенности в его восприятии. Это внушение было следующим: «Может быть,
через некоторое время перестанет болеть, через минуту-две».
Это внушение полностью соответствовало его собственным потребностям и желаниям, и,
поскольку оно было квалифицировано словами «может быть, перестанет», оно не вступало в
противоречие с его собственным пониманием ситуации. Таким образом, он смог принять эту
идею и начать реагировать на нее.
Когда он сделал это, был выполнен переход к другому важному пункту, важному для
него, как страдающей личности, и важному по общему психологическому значению всего
происшествия – переход, который сам по себе был важен, как первая мера для изменения
ситуации.
Очень часто при гипнотерапии или при использовании гипноза существует тенденция
преувеличивать очевидное и вновь подтверждать без всякой необходимости уже принятое
Hosted by uCoz