Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
20
один на холмистом зеленом лугу; было тепло и тихо. Мне что-то было очень нужно – не знаю,
что. Но я боялся, страх меня просто парализовал. Это было ужасно, и я проснулся». При
повторении сновидение выглядело так: «Я шел по узкой долине, искал что-то, что должен был
найти, искал против воли. Я не знал, чего ищу, но знал, что какая-то сила заставляет меня
искать, и находка, что бы это ни было, пугала меня. Я дошел до конца долины, стороны ее
сошлись, в углу рос густой куст, и из-под него вытекал ручей. Куст был покрыт страшными
шипами. Он был ядовит. Что-то притягивало меня к нему, я становился все меньше и меньше, и
меня охватил ужас». В третий раз пересказ выглядел так: «Этот сон похож на предыдущий.
Была весна. По реке плыли бревна. На берегу вокруг суетились лесорубы и еще много народу.
Каждому полагалось одно бревно. Мне тоже. Всем достались бревна твердой породы, а у меня,
когда я получил свое, оно оказалось маленьким гнилым суком. Я подумал, что никто этого не
заметил, и потребовал другое бревно, но когда получил его, оно опять превратилось в гнилой
сук».
При очередном повторе сон изменился так: «Я удил со шлюпки рыбу. Кругом многие
ловили рыбу. Каждый изловил по огромной рыбине. Мне, как я ни старался, досталась худая и
жалкая рыбешка. Я хотел ее выбросить, но этого нельзя было сделать. Я чувствовал себя
ужасно подавленным».
И опять: «Я снова отправился на рыбную ловлю. В воде играла крупная рыба, а мне
попадались какие-то жалкие рыбешки, которые срывались с крючка и, дохлые, плавали по воде.
Но мне нужна была рыба, поэтому я не переставал удить и наконец поймал одну, которая еще
чуть трепыхалась. Я сунул ее в джутовый мешок, так как знал, что все держат рыбу в джутовом
мешке. Все поступали именно так, и мешки их распирало от рыбы. Но моя рыба куда-то
запропастилась в джутовом мешке, и тогда я увидел, что мешок весь прогнил. В нем оказалась
большая дыра, из которой хлещут ил и грязь, и этот отвратительный поток уносит мою рыбу,
уже дохлую, плывущую брюхом вверх. Я оглянулся и увидел себя на лугу, о котором уже
рассказывал, а джутовый мешок лежал под кустом с ужасными шипами, а по ручью, о котором
я говорил, уплывала моя ни на что не годная рыба, очень похожая на гнилой сук».
Серия еще многих повторений привела, в конце концов, к тому, что у пациента исчезла
амнезия и провалы в памяти. Он вспомнил, как в юности, в условиях ужасной нищеты он
ухаживал за больной матерью, умиравшей от страшно запущенного рака матки. Мать в свое
время бросила его еще младенцем.
В этой истории болезни очень хорошо просматривается работа подсознания: при каждом
очередном повторе состояние транса индуцировалось все с большей легкостью, и пациент все
легче удерживался в этом состоянии. Кроме того, сознание его все больше раскрепощалось,
мысль становилась свободнее, и все меньше прибегала к тяжкой символике.
Необходимо, однако, сделать одно предостережение. Применяя этот метод в
экспериментальной работе или во время демонстрационных сеансов гипноза, нужно по
возможности выбирать сны приятного характера. Если это не удается, то во избежание
неприятных эмоций можно прибегнуть к внушенному сну. Но в любом случае работу следует
прервать, если возникает ситуация, развивать которую врач не имеет права. Иначе испытуемый
решительно откажется от работы, потеряет уважение к врачу, а то и проникнется к нему острой
неприязнью. Кроме того, это надолго может вывести пациента из эмоционального равновесия.
Еще один вариант репетиционного метода заключается в том, что испытуемому
предлагают зрительно вообразить, как он выполняет какое-нибудь задание под гипнозом, а
затем подключить к этому и иные формы воображения: слуховую, кинестетическую и другие.
Вот пример. У одной пациентки, которую лечили от нервного расстройства, никак не удавалось
индуцировать глубокий гипноз и удержать ее в этом состоянии. Тогда ей предложили мысленно
перебрать возможные действия на каждом пробном или лечебном сеансе, а затем зрительно
представить свое поведение в каждом отдельном случае. Благодаря этому удалось
индуцировать у нее глубокий гипноз и удержать ее в этом состоянии. Так, с помощью
предварительной подготовки, пациентку погружали в состояние глубокого гипноза. После
изучения причины ее расстройства терапевтическая процедура проводилась следующим
образом: вместе с пациенткой детально разрабатывался образ жизни, которого ей предстояло
придерживаться, чтобы отделаться от устоявшихся привычек, приобретенных в прошлом. Затем
Hosted by uCoz