Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
202
В течение последнего месяца учебного года мальчик каждое утро демонстративно
вычеркивал в календаре по одному дню.
Когда до конца месяца осталось несколько дней, он, хитро улыбаясь, заметил матери:
«Вам лучше подготовиться».
31 числа его мать сказала ему, что его ожидает сюрприз. Его ответом было: «Было бы
здорово, если бы он был черно-белым». В этот момент в комнату вошел отец, с щенком в руках.
Мальчик был так возбужден и доволен, что не задал никаких вопросов.
Спустя 18 месяцев постель мальчика оставалась сухой.
Случай No 6
Последний случай касается 16-летней девушки, привычка которой сосать большой палец
вызывала негодование и отвращение у ее родителей, учителей, школьных товарищей, водителя
школьного автобуса, короче говоря, у всех, кто с ней соприкасался.
После многих усилий со стороны ее родителей, которые искали совета у соседей, после
вмешательства священника в местной церкви, после того, как ее заставили в школе носить на
груди записку со словами: «Я сосу палец», было, наконец, решено обратиться за консультацией
к психиатру, как к последнему средству, считая это позором для семьи.
Прежде всего родители заявили автору, что они надеются, что лечение их дочери будет
основано прежде всего на религии. Но поскольку болезнь прогрессировала, то автору удалось
получить от них обещание, что, после того как девушка станет его пациенткой, родители в
течение целого месяца не будут вмешиваться в лечение ни единым словом, ни единым жестом,
что бы ни происходило с их дочерью.
Девушка неохотно пришла в кабинет вместе с родителями. При этом она шумно сосала
свой палец. Родителей попросили уйти из кабинета, и дверь за ними закрылась. Когда автор
повернулся, чтобы посмотреть в лицо девушки, она вынула палец изо рта лишь настолько,
чтобы могла сказать о том, что она не любит всяких там докторов.
Ей сказали в ответ: «А мне не нравится, как твои родители приказали мне вылечить тебя
от твоего сосания пальца. Мне приказывать!.. Это твой палец и твой рот, и почему бы тебе не
сосать его, если тебе хочется! Приказывать мне лечить тебя!.. Ну и дела! Мне только интересно,
почему, когда ты так воинственно относишься к попыткам избавить тебя от сосания пальца, ты
же не мочишься так же воинственно, как грудной ребенок, который еще не знает, как
воинственно нужно сосать палец.?»
«Мне бы хотелось научить тебя, как сосать пальцы достаточно воинственно, так, чтобы
твои старики-родители, черт возьми, пришли в еще больший ужас! Если тебе интересно, я
расскажу тебе об этом; если нет, то я буду только смеяться над тобой».
Слова «черт возьми!» полностью приковали ее внимание. Она считала, что врач не
должен применять такие слова по отношению к ней, выпускнице средней школы, которая
регулярно посещает церковь.
Кроме того, высказывание о неадекватности ее агрессивности, воинственности, чему два
семестра их учил школьный психолог, еще больше приковало ее внимание к автору.
Предложение научить ее, как еще больше досадить своим родителям, о которых автор
отозвался так неуважительно, вызвало полнейшую фиксацию ее внимания, так что вопреки ее
намерениями и целям она оказалась в состоянии гипнотического транса.
Потом ей сказали решительным тоном:
"Каждый вечер после обеда, как часы, твой отец идет в гостиную и читает газету от корки
до корки. Каждый вечер, когда он начинает читать, иди туда же, садись рядом с ним, соси свой
палец добросовестно громко и делай это целых 20 минут так, чтобы это раздражало его как
никогда раньше.
Затем иди в комнату матери, где она занимается шитьем каждый вечер, прежде чем идти
мыть посуду. Садись около нее и тоже 20 минут соси свой палец, так чтобы она лопалась от
злости.
Делай это каждый вечер и делай добросовестно. По дороге в школу подумай о том, кто из
людей тебе не нравится больше всех и каждый раз, как встретишь его, засовывай палец в рот и
смотри за тем, как он будет отворачиваться. И будь готова к тому, чтобы вновь засунуть палец в
рот, когда он на тебя поглядит снова.
Hosted by uCoz