Navigation bar
  Print document Start Previous page
 213 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
213
который экспериментально доказал, что утрата способности к обучению зависит от объема
корковых поражений, а не от их локализации.
Основной смысл этого решения заключался в том, что у пациентки создалась хорошо
разработанная модель крушения надежд и отчаяния, которые, если правильно их использовать,
могут стать движущей силой для формирования очень выраженной эмоциональной реакции,
что приведет к коррекции симптомов.
Этот план был комплексным и сложным; иногда он менялся не только со дня на день, но
даже в течение одного дня, так что, если не считать некоторых моментов, пациентка никогда не
знала, чего ждать от автора, и даже то, что было сделано, часто для нее, казалось, не имело
смысла. В результате у пациентки всегда поддерживалось состояние ожидания, поиска, борьбы,
состояние разрушенных надежд, эмоциональное состояние, в котором гнев, замешательство,
отвращение, нетерпение и горячее желание взять все в свои руки и делать все упорядоченным,
разумным образом стали преобладающими чувствами. (Во время написания этой статьи
пациентка очень интересовалась тем, что будет включено в эту работу, и несколько раз
говорила: «Ох, и ненавидела же я вас; вы приводили меня в ярость, и чем злее я была, тем
больше старалась»).
Так как в решении этой клинической проблемы все обычные средства оказались
неэффективными, то лечение носило характер клинического эксперимента. Однако, поскольку
состояние пациентки было критическим, то не было возможности оценивать действительную
пользу каждой в отдельности из многочисленных, изобретенных автором процедур. Можно
было согласиться с компетентными специалистами известных в стране клиник в их оценке
будущего прогноза заболевания у пациентки, как очень плохого, фактически безнадежного, о
чем говорили и реальные результаты проводимого лечения.
К счастью, сиделка пациентки была очень разумным человеком, очень заинтересованным
в этой ситуации, очень контактной, с удивительно хорошо поставленной речью, свободно
владеющая современным языком. Этим и воспользовался автор в качестве своего
терапевтического подхода, не знакомя с его целями и деталями саму пациентку.
На первом сеансе автор сказал пациентке, что она должна собрать всю свою волю, все
свои физические и душевные силы, чтобы слушать внимательно каждый вопрос, который
задает ей автор и приложить все усилия, чтобы на него ответить, каким бы странным он ни был.
Пациентка в знак согласия кивнула головой, и ее спросили полное имя мужа. Прежде, чем она
закончила свои первые попытки произнести его вслух, сиделка очень быстро назвала его имя,
возраст, место рождения, что и записал автор с серьезным выражением лица так, как будто это
сказала сама пациентка. Так же четко и медленно автор спросил у пациентки ее полное имя,
включая и девичью фамилию. И снова сиделка, пока пациентка боролась со своими губами и
языком, назвала имя, возраст, адрес и т. д. Продолжая в том же духе, автор серьезно задавал
пациентке вопросы и записывал ответы на них, делая вид, что это ответы самой пациентки,
некоторые из которых были намеренно приблизительными и даже ошибочньми. Постепенно
удивление пациентки сменилось гневом и яростью, особенно тоща, когда стали даваться
ошибочные ответы и даже неправильные сведения.
В конце часового периода автор заметил небрежно пациентке: «Вы сердиты, как мокрая
курица, не так ли?», на что сиделка ответила очень воодушевленно, что ничего подобного с Энн
не произошло. Автор продолжал: «А вы действительно не хотите сюда приходить больше, не
правда ли?» И снова сиделка торжественно заверила автора в обратном в то время, как
пациентка в ярости дрожащими губами пробормотала: «Я об-беща-обещала», – и вышла из
комнаты. Было заметно, что ее шаг был более устойчив (совсем немного), чем тогда, когда она
входила.
На следующий день, как только пациентка (ее звали Энн) была усажена в кресло, автор
попросил ее рассказать о себе, и немедленно Джейн (так звали сиделку) включилась в разговор,
быстро сообщив автору такие сведения об Энн, как дата и место рождения, учеба в школе,
имена ее учителей, годы учебы в колледже, некоторые даты из семейной жизни. Многие из этих
сведений были приблизительными, а многие попросту ошибочными. Энн смотрела на Джейн со
все возрастающим гневом, а потом и на автора, который записывал эти сведения и вел себя так,
как будто это говорит сама Энн. Все это время губы и рот Энн шевелились, стараясь
Hosted by uCoz