Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
220
непроизвольно добавляла слова к своему маленькому словарю и удлиняла свои предложения.
Таким образом, не будучи в состоянии произнести слово «масло», она, в соответствии с
процедурой, которую изобрела сама, мысленно произносила, не понимая этого: «Я должна
встать и сначала обойти стул, а потом дойти до конца стола, пройти мимо тахты, открыть и
закрыть дверцу холодильника, а потом вернуться к столу и сказать:
„Передайте мне,
пожалуйста, эту желтую штуку!“» То, что происходило в самом деле, ей было неизвестно, и
никаких вопросов ей не задавалось. Она страдала от мозговых нарушений и выздоравливала с
помощью необычных методов. С точки зрения эксперимента следовало бы поподробнее
расспросить ее, но перед автором стояла одна цель – лечение, а не упорядоченный научный
эксперимент. Однако автор намеренно попросил нескольких здоровых испытуемых сделать то,
что делала Энн в соответствии с ее собственными рассказами и рассказами сиделки, когда та
ходила в поисках слова по комнате. Эти субъекты должны были подробно рассказать о своих
мыслях при выполнении этого задания. Естественно, они начали свое объяснение с того, что
говорили: «Я, конечно, не мог удивляться тому, зачем вам это нужно, но я решил пройти вокруг
чайного столика, а потом пройти к книжному шкафу, обойти ковер на полу и подойти к радио».
Афазия у Энн носила моторный характер. Вероятно, ее мыслительные процессы были сходны с
процессами у нормальных субъектов. Во всех случаях она возвращалась к столу с одним и тем
же замечанием: «Передайте мне пожалуйста, вот эту желтую штуку», вместо того, чтобы
сказать коротко: «Масло передайте!», «Желтую штуку передайте!»
Эта сиделка всегда очень скучала на сеансах в кабинете, не пытаясь даже скрывать этого
факта, и автор использовал это полунегодующее, полунасмешливое отношение Энн к ней,
заставляя их выполнять различные «упражнения». В частности, Энн очень нравилось, когда
автор сводил ее неспособность говорить в самом начале к простому утверждению, которое
всегда приводило в негодование ее сиделку, что любой маленький ребенок может произносить
первые слоги слов «ма» «па», «да», и Энн тоже может делать это. Эти первые упражнения
сначала тоже вызывали гнев у Энн, и их редко использовали во время сеансов. Однако она с
удовольствием занималась этим именно с этой сиделкой, даже распространив их от незначащих
слогов до детской речи. Причем все это Энн делала намеренно, чтобы позлить компаньонку за
ее критику автора.
Еще одним шагом вперед, который показался автору очень важным, был поиск метода для
возможной коррекции алексии.
Автор знал, что пациентка необоснованно считала, что это невозможно исправить, и,
следовательно, был использован косвенный метод. Ей дали карандаш и бумагу и велели
написать свое имя. Пациентке сказали, что, поскольку ее афазия была связана как моторными
нарушениями, так и с нарушениями зрительной памяти на слова, а причиной алексии также
являлось нарушение зрительного восприятия, то нужно использовать моторные навыки,
которые не связаны со способностью читать, но помогут восстановить эту способность.
Она очень неразборчиво написала свое имя. Она смогла вполне разборчиво назвать свое
имя по буквам, но не смогла называть написанные буквы, хотя ей показывали по одной букве.
Она смогла узнать свое написанное имя и уменьшительное имя своего мужа. Она не только не
узнала свою фамилию на бумаге, но даже такое простое слово как «кошка».
Ей была дана команда взять в каждую руку по карандашу и, держа карандаш в положении
для письма, написать на бумаге свою фамилию обеими руками одновременно. Она тут же
заметила, что ее левая рука пишет в обратную сторону и тут же заинтересовалась выведением
отдельных букв обеими руками, так как записи, сделанные левой и правой рукой, качественно
несколько отличались, что было связано с остаточными явлениями правостороннего пареза.
Это было одно из специальных упражнений, придуманных автором, которое пациентка
изменила так, чтобы его запутать и в то же время подчиниться его инструкциям. Автор
приказывал ей написать свое имя, имена членов своей семьи, место рождения.
Кроме того, зная, что она страстный бейсбольный болельщик, ей дали команду написать
обеими руками одновременно на нескольких страницах заявление, что ее любимая команда
проиграет. Она это сделала с большой неохотой, даже с отвращением. Потом однажды она
вошла в кабинет с широкой торжествующей улыбкой на лице, держа в руке целую пачку листов
бумаги, покрытых заметно улучшенными записями. Автор, увидев выражение лица Энн, взял у
Hosted by uCoz