Navigation bar
  Print document Start Previous page
 225 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
225
можно было сделать постгипнотические внушения, создающие особые ситуации, такие,
например, как излучающие радость глаза при любом успехе Энн, или глаза, наполненные
слезами, когда ей приходилось неправильно толковать то, на что показывала Энн пальцем, а не
называла нужную вещь словом. Таким образом, благодаря наличию у девушки отличной
постгипнотической амнезии, она и Энн объясняли все происходящие с ними события самой
сложившейся на данный момент ситуацией, которая никак, по их мнению, не могла быть
заложена автором. Кроме того, у Энн, относящейся к девушке чисто по-матерински, появился
еще один тип отвращения к своим затруднениям, не только из-за того, что они мешали ей, но
из-за того, что это огорчало других. Таким образом, мы смогли создать круг обстоятельств, в
которых Энн могла действовать спонтанно и не приписывать их проискам автора. Энн хорошо
знала, что Джейн и автор действовали сообща, но в присутствии этой девушки Энн
приходилось брать ответственность на себя. Кроме того, послеобеденная сиеста, которую
постгипнотическое внушение делало такой легко выполнимой, служила для «совместной
релаксации». Энн была в восторге, следуя примеру девушки, что создавало чрезмерно теплую
межличностную ситуацию, в которой пациентка была господствующей личностью, чего не
было в ее отношениях ни с друзьями во время ее болезни дома, ни с Джейн. А у нее был
сильный характер.
7. Третья сиделка выполнила важную роль, вынудив Энн решительно отказаться от любых
попыток чрезмерной заботы, что вызвало решимость полагаться на саму себя как можно
больше. Это незаметно продолжило работу, начатую предыдущей сиделкой.
8. Четвертая сиделка, благодаря ее чувству скуки и не заинтересованности, заставила Энн
осознать, что она может сделать еще больше, чем она делала раньше, и что она сама может
брать на себя ответственность и делать все, что ее попросят, и даже больше.
9. Пятая и последняя компаньонка, погруженная в свои собственные мысли и тревоги, со
своей тенденцией ругать автора, не доверять ему, фактически оказала большую помощь. Она в
значительной степени усилила чувство ответственности у Энн, заставила Энн занять позицию
для оценки и признания степени своего улучшения и пробудила глубокое эмоциональное
желание защитить автора от критики его методов. Тем самым Энн, сама не желая того, заняла
позицию не только оправдания действий автора, но и старалась добиться от сиделки признания,
что методы верны, что она начинает исправляться.
10. Упражнения по улучшению почерка сами по себе явились дополнительным
специальным приемом особой сложности. Энн знала, что она пишет очень неразборчиво, а
письмо правой и левой рукой одновременно заинтересовало ее, вызывало у нее любопытство и
интерес.
Сначала ее левая рука писала более разборчиво, чем правая Это нравилось ей. Хоть она
этого не сознавала, но это также заставляло ее пытаться читать свой почерк. Затем, когда ее
заставили писать плохое о ее любимой бейсбольной команде, это дало ей прекрасную
возможность отомстить автору за все, что он прямо или косвенно сделал против ее желания.
Так была легко установлена межличностная связь между двумя взрослыми, а не взаимосвязь
между врачом и инвалидом.
Пока Энн заставляли писать, она все больше убеждалась в том, что ее способность читать
все более и более возрастает, что она оценила как собственное спонтанное улучшение. Так ее
вера в себя усилилась. Критическое отношение к ее письмам вынудило ее читать их во время
написания, но еще и проверять их, чтобы исправить ошибку.
Ей нравилось получать письма, но холодная безличная критика ошибок совместно с
потребностью, связанной с первоначальным обещанием слушаться автора, заставляла ее не
только прочитывать эти письма во время написания, но и перечитывать их после, чтобы
избежать такой критики ее ошибок. Таким образом, возврат писем с оскорбительным
требованием исправить ошибки, которые в письме не отмечались, а просто указывалось их
количество, предоставил ей хороший шанс вновь отомстить автору, найти ошибки и вернуть
исправленное письмо с торжествующим заявлением, что это очередное письмо трижды
пересылалось по почте от нее к автору и обратно. Кроме того, Энн обладала сильным духом
соперничества, и ее потребность выиграть в споре о письмах была поистине бесценной. (Теперь
она диктует письма на магнитофон, что очень удобно, так как в ее правой руке еще сохранились
Hosted by uCoz