Navigation bar
  Print document Start Previous page
 251 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
251
Часы говорят, что прошло более одного часа!» Сделав паузу, она посмотрела на свои наручные
часы и снова сказала (так как и эти часы показывали это же время): «Но это невероятно!», на
что автор заметил намеренно подчеркнуто: «Да, это совершенно непонятно и невероятно, но не
в этом кабинете». (Читатель, но не пациент, легко поймет, что это – постгипнотическое
косвенное внушение.)
Ей была назначена встреча на следующий день, и она быстро вышла из кабинета.
Когда в следующий раз она вошла в кабинет, прежде чем она заняла свое место, автор ее
спросил: «Как вы спали эту ночь? Видели какой-нибудь сон?»
«Нет, никаких снов. Но я то и дело в течение ночи просыпалась, и у меня в голове все
время была странная мысль, что я просыпаюсь для того, чтобы отдохнуть ото сна или что-то в
этом роде».
Автор ей объяснил: «Ваш подсознательный ум понимает все очень хорошо и может много
и упорно работать, но сначала я хочу услышать от вас вашу историю, прежде чем мы начнем
работать, поэтому садитесь и просто отвечайте на мои вопросы».
Расспросы показали, что у пациентки был хорошо налаженный родительский дом,
счастливое детство и счастливые годы учебы в колледже, счастливый брак, хорошее
имущественное положение, достаточно успешное положение в обществе, хорошая работа.
Кроме того, оказалось, что первый приступ болезни у нее появился в 1959 году, продолжался
почти 18 месяцев, в течение которых она обращалась за помощью к врачам-терапевтам и
хирургам в известных клиниках, прошла психиатрические проверки по выявлению возможных
психогенных факторов и консультировалась у разных выдающихся неврологов. Она работала в
области социальной психиатрии, имела привычку весело, но тихо насвистывать веселые
мелодии почти постоянно, находясь на работе и идя по улице. Ее очень любили коллеги. Она
также объяснила, что обратилась к автору по совету его старого приятеля, но все остальные
окружающие ее люди крайне неодобрительно говорили о гипнозе. К этому она еще добавила:
«Только встреча с медиком, который пользуется гипнозом, уже помогла мне. Я могу легко
разговаривать и сегодня утром выпила стакан молока менее, чем за 5 минут, а обычно это
занимает у меня час и даже больше, поэтому не было ошибкой прийти сюда».
Автор ответил ей: «Я рад этому». У нее сверкнули глаза, и она спонтанно впала в
состояние транса.
Автор не будет приводить детально косвенные внушения, направленные на то, чтобы
заставить ее подсознательно делать то, что она сама захочет. Те частичные замечания,
замечания с намеками, двойные связи, наложение одного на другое, не связанное, казалось бы,
с предыдущим, кажутся ничего не значащими, когда о них читаешь. Ведь когда говоришь, то
придаешь своим словам соответствующую интонацию, делаешь ударение там, где считаешь
нужным в данный момент, делаешь паузы, осуществляешь там, где нужно, двойные связи и
наложения – все для того, чтобы создать и ввести в действие целый ряд различных аспектов
деятельности пациента, для чего можно придумать и целый ряд замаскированных команд.
Например, было заявление о том, что разгрызание грецкого ореха зубами на правой стороне рта
будет, конечно, болезненным, но, слава богу, у нее достаточно здравого смысла не пытаться
грызть грецкие и кедровые орехи зубами, особенно на правой стороне рта, потому что это будет
очень болезненно, не так, как вообще при приеме пищи. Здесь очень выразительно прозвучал
намек на то, что прием пищи не так уж и болезнен. Еще один пример: «Так жаль, что первый
кусочек этого прекрасного филе из скумбрии будет очень болезненным, но зато остальное
просто восхитительно». Снова намек, который полностью не осознается пациенткой, так как
автор тут же переходит на внушения какого-то другого типа.
На втором сеансе она была выведена из состояния транса простым замечанием: «Ну, на
сегодня хватит». Она медленно пришла в себя и выжидательно взглянула на автора. Он
многозначительно посмотрел на часы. Она начала объяснять: «Но я только что вошла в кабинет
и рассказала вам о молоке, а (глядя на часы) прошел уже целый час! Куда уходит время!»
Непринужденно, легкомысленно, так, чтобы она не могла заподозрить, что это ответ, автор
сказал: «О, потерянное время ушло, чтобы присоединиться к потерянной боли!» Затем ей
вручили карточку с указанием времени встречи на следующий день и выпроводили из
кабинета.
Hosted by uCoz