Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
36
говорят, что шестеренки у меня в голове есть, но они разных размеров, поэтому не цепляются.
Вам придется подточить их и подогнать по размеру, потому что мне надо научиться читать и
писать. Я обслуживают трех учителей, варю им, пеку, стираю и глажу, но работы мне мало.
Сидеть и ничего не делать – это очень утомительно. Можете вы научить меня читать?».
В этом случае, как и во многих подобных, мы имели дело с давней устойчивой
блокировкой, которую можно было снять с помощью гипноза. Поэтому мы отнеслись к
женщине как к больной и пообещали, что через три недели она будет читать и писать, и для
этого ей не придется учиться чему-нибудь такому, чего бы она уже не знала или не умела.
Такое заявление сильно озадачило пациентку. Но желание научиться читать было так
велико, что она согласилась во всем сотрудничать с автором, даже если он и не научит ее
ничему, чего бы она уже не знала.
Затем простым и прямым внушением предстояло индуцировать у нее состояние транса, от
легкого до среднего. При этом, исходя из ее уникальных особенностей невротика, женщине
объяснили, полагаясь на полное ее понимание, что это нечто далекое и не имеющее отношение
к проблемам ее обучения; что ее не будут учить чему-нибудь, чего она уже не знает; что в
трансе ей придется делать лишь то, что она умеет делать, и любое действие, которое будет
заявлено, уже очень давно ей известно.
После этого ей пододвинули бумагу и карандаш и сказали, чтобы она не писала, а просто
взяла карандаш любым привычным способом. «Держите его в руке любым старым способом.
Вы и я, оба мы знаем, что вы можете это сделать. Любой ребенок может взять карандаш любым
старым способом».
Затем, одобряя ее действия, автор говорил следующее:
"Хорошо, теперь проведите карандашом по бумаге; нарисуйте каракули, как ребенок,
который не умеет писать. Просто какую-нибудь загогулину! Этому ведь не нужно даже
учиться.
Хорошо, сделайте на бумаге черточку, сделайте так, как вы проводите по доске ногтем,
когда хотите ее перепилить, или колышком по земле в саду, когда проводите борозду. Можете
сделать ее короткой или длинной, вертикальной или горизонтальной.
Хорошо, теперь нарисуйте закорючку, как дырку в бублике; теперь сделайте закорючки,
как половинки бублика, когда вы разламываете его пополам.
Хорошо, сделайте два косых штриха; один как левый скат крыши вашего амбара, другой –
как правый скат.
Хорошо, а теперь ткните карандашом в бумагу и сделайте маленькое пятнышко.
Хорошо, теперь все эти значки, которые вы сделали, вы можете сделать разных размеров,
в разных местах бумаги, в любом порядке, даже один над другим или один рядом с другим. Не
так ли?
Все эти знаки, что вы сделали и можете сделать в любое время, – это письмена, только вы
не знаете, что это и есть письмо. Вам не обязательно верить, что это письмо, – вы только
должны знать, что умеете делать эти значки. Знать это нетрудно, потому что вы давно это
знаете. Теперь я собираюсь вас разбудить. Все, что мы тут делали, сделайте еще раз. Я хочу,
чтобы дома вы практиковались в написании этих значков. Хорошо?"
Затем все, что делала пациентка в состоянии транса, повторили с ней и в состоянии
бодрствования, причем ей давались те же указания. Ее отпустили и предложили прийти на
следующий день. Женщина ушла не совсем довольная, но в какой-то мере заинтригованная. На
следующий день у нее индуцировали состояния транса разной глубины, от среднего до
глубокого, и выяснили, что она потратила около двух часов на «делание закорючек». Затем ей
была высказана такая мысль: единственная разница между кучей строительных материалов,
приготовленных для постройки дома, и готовым домом заключается в том, что дом – просто
материалы, собранные вместе. К своему собственному удивлению, она с этим согласилась.
Затем ей показали прямоугольник и сказали: «Это грубый план стены амбара сорока футов
длиной». Затем прямоугольник рассекли линией поперек и сказали: «Теперь это грубый план
двух амбаров в двадцать футов длиной, торец к торцу». И опять, в смятении, она согласилась.
Затем ей показали точную копию «закорючек», сделанных ею накануне, и попросили
выбрать те из них, с помощью которых можно было бы сделать мелкомасштабный «грубый
Hosted by uCoz