Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
38
автору с явной неохотой. Автор решил использовать этот душевный настрой, прибегнув к
методу путаницы, чтобы преодолеть противодействие испытуемой и быстро индуцировать у
нее состояние транса.
Когда она показалась из боковой двери на лекторском помосте, автор несколько
демонстративно поставил для нее стул. Она не дошла до стула шести футов, и ее встретили
вопросом: «Не сядете ли вы на этот стул вот здесь?» На слове «этот» автор подчеркнутым
движением положил руку на спинку стула, на слове «здесь» – сделал жест правой рукой, будто
показывал на другой стул, стоящий рядом. Это вызвало у девушки секундное замешательство,
но она не остановилась и продолжала идти. Автор слегка двинул стул ей навстречу, при том
послышался короткий, но отчетливый звук, когда стул поскреб пол. Когда она подошла еще
ближе, стул двинули чуть в сторону от нее. Сразу, едва она это заметила, стул двинули назад на
дюйм или около этого, затем на дюйм вперед и к испытуемой.
Все это не оставалось ею незамеченным, потому что рука автора на спинке стула была
расположена так, что взгляд девушки был все время сосредоточен на ней.
Она подошла к стулу и, повернувшись, стала опускаться, чтобы сесть. Едва ноги ее
согнулись в коленях, стул с довольно резким звуком повернули на дюйм. Она заморгала на
мгновенье, повернулась взглянуть, что со стулом, и в это время автор взял ее за правый локоть,
отвел его немного в сторону и подал чуть вперед. Девушка оглянулась в ответ, автор отпустил
локоть, взял ее за руку у кисти и сделал ею движение вверх и вниз. Когда испытуемая перевела
взгляд с локтя на кисть руки, ей спокойно сказали: «Садитесь удобно на этот стул и, когда
усядетесь, закройте глаза и погрузитесь в глубокий транс. Продолжая сидеть, спите все крепче
и крепче гипнотическим сном». Когда она села на стул, автор добавил: «А теперь вы можете
сделать глубокий вдох, и я продолжу свою лекцию». После этого, не тратя времени на
тренировку, автор продемонстрировал на испытуемой гипноз в сомнамбулической стадии, а
также многие другие явления глубокого гипноза. Примерно через час девушку вывели из
транса.
В момент пробуждения были воссозданы обстоятельства первоначальной реальной
обстановки, поскольку она лежит в основе этого метода овладения. Автор взял девушку за
запястье, как в момент наведения транса. Поэтому, проснувшись, испытуемая оказалась в
первоначальном состоянии душевного смятения, которое было прервано быстрым развитием
глубокого транса. О том, что происходило с ней в течение часа, она совершенно не помнила,
это подтвердилось ее словами: «Вы меня совсем сбили с толку и я не знаю, что делать. Ну, вот я
села, а что вы хотите, чтобы я сделала рукой?» На это последовал ответ: «Хотите испытать на
себе гипноз?» Она сказала: «Не знаю. Я не уверена. Я даже не знаю, можно ли меня
загипнотизировать. Я думаю, что это возможно. Если вы этого хотите, я не возражаю». Она не
понимала, что уже побывала в состоянии транса и что прошел целый час. Эта амнезия
устойчиво сохранялась.
Испытуемую спросили, что она имеет в виду, говоря, что ее сбили с толку. «Ну, когда я
пришла сюда, вы предложили мне сесть на этот стул. А потом стали дергать его то туда, то
сюда. Потом вы взяли меня за локоть, и не успела я понять, чего вы от меня хотите, стали
двигать моей рукой, и я, конечно, сбита с толку. Так что от меня требуется?»
Из этих слов испытуемой со всей очевидностью проступает смысл метода путаницы,
независимо от того, на чем он строится: на прямых внушениях, с помощью которых от
испытуемого добиваются равнонаправленных и противоречивых реакций, или, как в этом
случае, на использовании разных аспектов реальной обстановки. Смысл в том, что человек
испытывает острую и настоятельную потребность внести ясность в запутанные обстоятельства.
Поэтому предложение погрузиться в состояние транса, как нечто ясное и определенное,
принимается с готовностью и действует соответственно. В нашем случае девушка сразу
получила указания: «Садитесь!», «Закройте глаза», «Спите крепко». Эти указания наводили
порядок в той путанице, которая на нее обрушилась.
В этом случае (как и во многих других случаях, когда прибегают к подобным методам)
реальные обстоятельства использовались таким образом, что испытуемая не могла решить для
себя, какой ответ от нее требуется. Это состояние породило все возрастающую потребность
как-то отреагировать. По мере усиления этого желания ей предоставляли возможность
Hosted by uCoz