Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
40
собой влечет. Испытуемым стал шестнадцатилетний мальчик, который регулярно развозил
молоко. Раньше его никогда не гипнотизировали. Его попросили спокойно посидеть в кресле и
молча воскресить в памяти каждое ощущение в своем теле в соответствии с тем, как он
систематически вспоминал события двадцатимильного маршрута, на протяжении которого
правил упряжкой лошадей. Здесь необходимо пояснить, что, так же как можно помнить
названия, имена, вещи и события, можно вспомнить и различные ощущения тела. Это
испытуемый и должен был сделать, сидя с закрытыми тазами в кресле и вообразив себя едущим
по дороге, ощущая в руках вожжи и движение повозки.
Мальчик сжимал руки и менял положение тела так, словно действительно правил
упряжкой лошадей. Вдруг он сделал упор ногами, отклонился назад, и, казалось, старается туго
натянуть вожжи. Его тут же спросили: «Что ты сейчас делаешь?». Открыв глаза, он ответил:
«Спускаюсь по горе Коуллана». (Автор сам часто ездил по этому маршруту и сразу узнал
характерное поведение при управлении упряжкой во время спуска с крутой горы.)
После этого, снова закрыв глаза и пребывая в сомнамбулическом состоянии транса,
мальчик прошел весь путь так, будто бы он правил лошадьми, поворачивая то вправо, то влево;
горбясь, он «поднимал» бидоны с молоком; таким образом, он восстанавливал весь ход
событий на протяжении своего обычного маршрута.
Однако на одном участке пути, где не было фермерских домов, испытуемый как будто
натянул вожжи и закричал «тпру». Ему сказали, чтобы он ехал дальше, но он ответил: «Не
могу!». После многих бесполезных попыток заставить его продолжать маршрут мальчика
спросили, почему он не может ехать. Ответ был лаконичен: «Гуси». Автор сразу же вспомнил,
что часто в момент проезда повозки с молоком стадо гусей, идущее к пруду, действительно
пересекало дорогу, останавливая движение.
Первое состояние транса продолжалось несколько часов, в течение которых мальчик
переживал события «поездки», и казалось невозможным вмешаться в это путешествие или
прервать его. Состояние транса нельзя было закончить до тех пор, пока испытуемый не
«повернул» лошадей назад к дому.
Эта поездка повторялась позже в таком же состоянии транса, с теми же результатами.
Мальчика просили оживить в памяти другие поездки, в которых гуси не встречались, но лишь
однажды он пренебрег укоренившейся практикой останавливать лошадей в привычном месте.
Изучая этот вопрос, автор не использовал кинестетическую память и кинестетические
образы для наведения транса, но работа привела его к систематическому и плодотворному
исследованию возможности использовать любую сенсорную модальность в качестве основного
процесса при гипнотической индукции.
Во время первой демонстрации своего метода левитации руки при индукции транса
слушателям семинара 1923-1924 годов автор случайно сделал открытие о произвольном
проявлении у испытуемой галлюцинаторной идеомоторной деятельности. Она добровольно
вызвалась участвовать в демонстрации того, что автор называл «наведение транса левитацией
руки». В то время когда она и остальные слушатели напряженно наблюдали за ее руками,
лежащими на коленях, автор попытался внушить испытуемой, чтобы она подняла правую руку,
и все безрезультатно. Наблюдая за ней и пытаясь оценить неудачу при индукции, автор заметил
ее пристальный взгляд, направленный куда-то в пространство, на уровне плеча, а выражение ее
лица и очевидное отключение от окружающих показали, что у нее возникло глубокое состояние
транса. Ей приказали произвольно поднять левую руку на уровень взгляда. Не изменив
направления взгляда, она подняла левую руку до уровня плеча. Затем ей приказали вновь
положить левую руку на колено и представить, как «медленно» опускается на колено правая
рука. Когда правая рука опустится на колено, ей сразу же надо будет подробно рассказать о
своих ощущениях. В результате пристальный взгляд испытуемой медленно опустился вниз, и
когда воображаемая правая рука дошла до колена, она взглянула вверх на группу слушателей и
с восхищением подробно описала «ощущения» своего галлюцинаторного опыта, не сознавая
того, что фактически испытала свое первое состояние транса.
Она попросила разрешения повторить опыт и немедленно сделала это. На сей раз
слушатели семинара наблюдали за ее глазами и выражением лица. И снова рука испытуемой не
двигалась, но все согласились с тем, что она погрузилась в сомнамбулическое состояние транса,
Hosted by uCoz