Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
41
как только ее пристальный взгляд стал смещаться вверх. Это заключение решили сразу же
проверить, продемонстрировав с помощью испытуемой явление глубокого гипноза. Потом ее
разбудили, и здесь состоялось подробное обсуждение «кинестетического воображения» или
«кинестетической памяти» как возможных способов гипнотической индукции. Автору было
дано задание провести дальнейшую работу с этими идеями и сделать доклад на следующем
семинаре.
Если говорить коротко, этот доклад свелся к тому, что состояние транса можно
индуцировать как у неискушенных, так и у опытных пациентов с помощью методов,
основанных:
1) на визуализации такой моторной деятельности, как поднятие руки, или путем
наблюдения за собой, поднимающимся или спускающимся по высокой лестнице, и 2) на
«запоминании ощущений своего тела, мускулов и суставов» при моторной деятельности
разного рода. По этому вопросу был сделан доклад об открытиях, связанных с наведением и
течением транса у шестнадцатилетнего мальчика.
Приблизительно через пятнадцать лет после этих первых опытов с идеомоторными
методами началось другое исследование. Оно было начато с наблюдения, что на лекциях,
особенно на лекциях на спорные темы, некоторые слушатели неосознанно кивают или качают
головой, соглашаясь или не соглашаясь с лектором. Это наблюдение было подкреплено затем в
ходе работы с пациентами, которые так же неосознанно кивают или качают головой при
объяснении своих проблем, противореча зачастую своим словам. Эти информативные
проявления позволили предположить, что можно использовать такой тип идеомоторной
деятельности в качестве гипнотического метода, в частности, при работе с
противодействующими или трудными, а также неискушенными пациентами.
Сам метод относительно прост. Пациенту предлагают давать утвердительный или
отрицательный ответ, просто кивнув или покачав головой. Кроме того, ему поясняют, что
мыслительный процесс может идти как сознательно, так и неосознанно, и такое мышление не
обязательно должно быть согласованным. Затем задается какой-то вопрос, ответ на который не
зависит от того, что сознательно думает об этом пациент. Например: «Считает ли ваше
подсознательное, что вы научитесь входить в состояние транса?». Задав вопрос такого типа,
пациенту предлагают терпеливо и пассивно ждать ответного движения головой, которое
означало бы ответ его «подсознания». Быстрый или убедительный ответ означает сознательную
реакцию. Медленное, едва заметное движение головой, иногда незаметное самому пациенту,
представляет непосредственный ответ от «подсознания». При ответе развивается оцепенение и
быстро возникает состояние транса.
В качестве другого простого варианта можно предположить, что поднятие одной руки
означает ответ «да», а поднятие другой – «нет», поднятие обеих рук – «я не знаю», а потом
можно задать вышеупомянутый или какой-то другой, похожий на него, вопрос. Развитие
состояния транса совпадает по времени с поднятием руки, независимо от значения ответа.
Эти методы особенно ценны при работе с пациентами, которые хотят пережить состояние
транса и которым это могло бы принести пользу, но они сопротивляются любым методам
гипноза и необходимо преодолеть это сопротивление. Главный принцип при использовании
идеомоторных методов заключается не в их тщательной разработке или в их новизне, а просто
в развитии моторной деятельности, либо реальной, либо галлюцинаторной, как средства
фиксации или фокусировки внимания пациента на его внутренних эмпирических знаниях и
возможностях.
МЕТОДЫ ПАНТОМИМЫ ПРИ ГИПНОЗЕ И ИХ СКРЫТЫЙ СМЫСЛ
American Journal Clinical Hypnosis, 1964, No 7, pp. 64-70.
В январе 1959 года автора пригласили выступить на совместном заседании
Американского Общества Клинического Гипноза и исследовательской группы
экспериментальной клиники гипноза в Мехико.
Hosted by uCoz