Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
60
месяце, и что учить названия дней недели бывает трудно в детстве (так ненавязчиво вводится
период нужной регрессии).
7. Упомянуть о том, что, как и в прошлом, какой-то определенный месяц последует за
настоящим, даже если настоящему месяцу предшествовал предыдущий, в течение которого
какая-то еда была съедена в какой-то названный день недели. И этому дню недели
предшествовал другой день недели в точности так же, как это было на предыдущей неделе.
Предположим, что сегодня вторая пятница июня 1963 года, что в следующую пятницу обед
произойдет даже в том случае, если это было сделано в настоящую пятницу, и как это,
несомненно, происходило в прошлую пятницу, которой предшествовал четверг, как это
происходило и в настоящем месяце, как это произойдет и в будущие недели. Дни, недели,
месяцы, прошлое, настоящее и будущее – все смешалось в этом предложении.
Затем нужно упомянуть, что в прошлом месяце (мае) также был четверг, несколько
четвергов, каждому из которых предшествовала среда, в то время как месяц апрель
предшествовал маю, другая задача детства – учить названия месяцев. (Таким образом, от
пятницы 14 июня 1963 года простым вразумительным заявлением делается внушение времени,
которое пробуждает мысли о детстве или о другом периоде в прошлом.) 8. Эти
перемещающиеся и постоянно изменяемые ссылки на настоящее, будущее и прошлое
продолжаются, подчеркивание прошлого постоянно возрастает и делается намек на то, что
действительное прошлое имеет отношение к настоящему и, следовательно, к будущему. Чтобы
читатель понял все вышеизложенное, приведем следующий пример: "Вы не только (читатель
должен помнить, что речь идет о второй пятнице июня 1963 года) съели завтрак в среду на
прошлой неделе, но до этого вы съели обед во вторник в мае, и июнь тогда был будущим, но
перед маем был апрель, а перед ним март, а в феврале вы, вероятно, съели то же самое на
второй завтрак и даже не подумали о том, что то же будет в следующем апреле. Само собой
разумеется, 1 января, в день Нового года, вы совсем не думали о 14 июня 1963 года (намек на
возникшую потерю памяти). Это было так далеко в будущем, но вы, конечно, могли подумать о
Рождестве, декабре 1962 года, а разве вы не получили прекрасный подарок, о котором не могли
и мечтать, в день памяти о первых колонистах в ноябре, обед в этот день был так хорош. Но
День труда наступил в сентябре 1962 года прежде, чем было 4 июля, а 1 января 1962 года вы не
могли думать о 4 июля, потому что это было (употребление слова «было» подразумевает
настоящее время) только начало 1962 года. И потом, конечно, в 1961 году у вас был день
рождения, и, может быть, в тот день рождения вы предвкушали ваш день рождения в 1962 году,
но это было еще в будущем, и кто может предугадать, что будет в будущем?
Но действительно удивительным был день вашего рождения в год окончания колледжа!
Двадцать один год и, наконец, выпускник колледжа!" (Эту процедуру можно продолжать до
дня рождения в семнадцать или десять лет, и вообще до любого возраста в зависимости от
желания гипнотерапевта.) 9. Таким образом, быстро и легко были упомянуты реальные факты
сегодняшнего дня, постепенно уходящие в будущее; при этом прошлое становится настоящим и
тем самым заменяет упомянутые реальные факты, происшедшие в прошлом, постепенно
превращаясь из подразумеваемого настоящего во все более и более отдаленное будущее.
10. Выбираются важные даты, которые сами по себе не оспариваются. Так как возрастная
регрессия продолжается вплоть до определенного, выбранного времени, то упоминается
какое-то действительное, положительное, эмоционально окрашенное событие.
11. В течение всей этой процедуры нужно тщательно следить за употреблением
грамматических времен и говорить свободно и уверенно, как бы давая иллюстрацию ко дню
рождения в двадцать один год. А это было именно в 1956 году; в этот момент гипнотерапевт
весело говорит о преподавательском составе колледжа, занятия в котором начинаются в
сентябре, который еще должен наступить (переориентация во времени путем внушения и
эмоционально окрашенного оживления событий прошлого).
12. Каждое заявление делается выразительно, с соответствующими изменениями в
интонации, но прежде чем испытуемый получит возможность не согласиться или поспорить в
душе с тем, что было сказано, предлагается новое высказывание, отвлекающее его внимание и
вызывающее у него другие мысли.
13. Наконец ясно произносится выраженное, определенное, понятное предложение, и
Hosted by uCoz