Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
64
доктор Г. знает, что он находится здесь, а вы находитесь там и то кресло (А) стоит там, и что я,
который находится здесь, фактически нахожусь там, и если бы то кресло (В) могло думать, оно
бы знало, что вы находитесь там и что мы с доктором Г. думаем, будто мы оба находимся здесь
и знаем, что вы находитесь там, хотя и думаете, что находитесь здесь, и, следовательно, трое из
нас знают, что вы находитесь там, в то время как вы думаете, что находитесь здесь, но это я
нахожусь здесь, а вы находитесь там, и доктор Г. знает, что он находится здесь, но мы знаем,
что он находится там, но тогда он знает, что вы находитесь там, в то время как он находится
здесь".
Мисс К. внимательно слушала. Автор говорил все это медленно, выразительно, стараясь
записать свои положения и дать записать их доктору Г. (позже оказалось, что его запись была
весьма путаной и неполной, как и у самого автора, но, к счастью, мисс Ф. сделала полную и
точную запись).
Вскоре доктор Г. уже не мог записывать любые выразительно высказанные заявления
автора, поглядел на меловую отметку вокруг своих ног, проследил за ней, указывая пальцем, а
потом взглянул на меловую отметку вокруг ног автора. Тот между тем продолжал: «А теперь,
мисс К., сначала медленно, а потом ускоряя темп своей речи, объясните доктору Г., что, хотя он
и думает, что находится здесь, а вы там, вы находитесь здесь, а он – там, даже если я думаю, что
то кресло стоит там, а я нахожусь здесь, а вы находитесь там. И как только вы будете говорить
это быстро, а доктор Г. начнет понимать, что находится здесь, а вы там, по-прежнему быстро
говоря, медленно смените это кресло, – указывает на кресло А, – на то, – указывает на кресло
В, – но удерживайте его внимание на своем объяснении о том, как каждый из нас может
считать, что находится здесь, а сам находится там, или быть там и считать, что находится здесь,
и потом, когда он увидит, что вы сидите там, а он думает, что вы находитесь здесь, тихо
вернитесь на прежнее место, по-прежнему объясняя и даже посмеиваясь над тем, что он
считает, что вы находитесь там, когда вы здесь, и потом не понимает, что вы находитесь там, в
то время, как он считает, что вы здесь».
Мисс К. приняла на себя ведение дела, говоря сначала медленно, потом все с
возрастающей скоростью. Сначала доктор Г., а вскоре и автор прекратили попытки записывать
быстрые высказывания, в которых слова «здесь» и «там» появлялись в различных комбинациях.
Почти в это же время автор заметил в глазах доктора Г. горизонтальный нистагм, а мисс
К., по-прежнему быстро разговаривая, беспрерывно повторяя объяснение автора относительно
слов «здесь» и «там», осторожно перешла с кресла А в кресло В. Доктор Г. посмотрел на свой
меловой круг, меловой квадрат автора и неожиданно закричал: «Вы сидите здесь, в этом
кресле», – на что мисс К. просто ответила: «Да, я сижу здесь, – и поменяла место, – в том кресле
там» – и снова поменяла место.
Горизонтальный нистагм в глазах доктора Г. стал еще сильнее, он схватил кусок мела,
поспешно перешел черту и нарисовал перед одним из кресел маленькую букву X, а перед
другим – небольшую букву О. Автор правой рукой подал знак мисс К., левой показал на буквы
Х и О и сделал ногой движение, как бы закрывая их. Мисс К. продолжала говорить, используя
слова «здесь» и «там», скользя между двумя креслами, садясь то на одно кресло, то на другое, и
каждый раз закрывала буквы Х и О ногой, в то время как доктор Г. сказал: «Вы сидите в кресле
X, нет, буква Х исчезла, но буква О находится там, поэтому вы сидите в кресле О, но О исчезло
(мисс К. быстро переместилась), а Х – там, но Х исчезло, а О – здесь, и поэтому вы находитесь
там».
Нистагм в его глазах усилился, он пожаловался на головокружение, тошноту и головную
боль. Эксперимент прервали, мисс К. очнулась и была отпущена, а автор намеренно начал
обсуждать первоначальный вопрос о двойной пространственной ориентации при шизофрении.
Постепенно головная боль, тошнота и головокружение у доктора Г. исчезли, он взял свою
записную книжку, начал читать и, кажется, неожиданно вспомнил какую-то часть
эксперимента. Он объяснил, что, слушая первоначальные инструкции автора о словах «там» и
«здесь», испытал огромное замешательство, когда же мисс К. взяла на себя ведение опыта и
увеличила скорость речи, почувствовал головокружение, а потом комната начала вращаться
перед его глазами. Он пытался остановить это, написав мелом буквы Х и О перед креслами, но,
казалось, и они стали перемещаться и исчезать непонятным образом, хотя меловой круг и
Hosted by uCoz