Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
69
свое сопротивление в том кресле, там, или сидеть в том кресле, там, в то время как их
сопротивление останется здесь, в этом кресле; что они могут попытаться сидеть в том, другом
кресле, там, без обычного сопротивления, а потом вернуться в это кресло, здесь, сохранив или
оставив свое сопротивление в том или этом кресле, или там, или здесь. Эта фраза повторяется
до тех пор, пока это необходимо.
Таким образом, им предлагается путаница относительно их сопротивления. В результате
возникает нежелание понимать эту неразбериху, и поэтому они стремятся отказаться от своего
сопротивления и способствуют терапии. Иногда транс возникает, иногда нет, в зависимости от
интенсивности их потребностей.
Клинически метод путаницы использовался в других различных ситуациях. Можно
привести два таких случая, одинаковых по характеру: оба субъекта казались подходящими
пациентами для метода путаницы и оба имели одинаковые жалобы. Одним субъектом была
двадцативосьмилетняя женщина, а другим – сорокапятилетний мужчина. У обоих был полный
истерический паралич правой руки, возникавший при письме; оба занимали должности, где
требуется много писать, и оба были правшами. Во всех других действиях у них не возникало
никаких затруднений с правой рукой. Но стоило им взять в руки карандаш, авторучку и даже
большую палку, с помощью которой можно нацарапать на полу свое имя, букву, прямую или
кривую линию, как тут же развивался полный паралич правой руки. Как и все такие пациенты,
которых автор видел раньше и о которых ему рассказывали коллеги, оба эти субъекта наотрез
отказались учиться писать левой рукой. Опыт научил автора, что любая попытка врача настоять
на обучении писать левой рукой обычно ведет к потере пациента, об этом говорили ему и его
коллеги.
Вспомним старую детскую игру: «Клади правую (right) руку прямо перед собой, положи
ее на сердце, теперь притворись, что выбрасываешь левую (left) руку, спрятав ее за спину.
Теперь скажи, какая рука у тебя осталась (is left)?» Ребенок, будучи не в состоянии объяснить
себе, почему затрудняется назвать свою правую (right) руку оставшейся (left) рукой. Больше
того, можно писать (right) правильно (right) только справа (right) налево (left), нельзя писать
правильно слева направо, и написание (right) не будет правильным (right), хотя левая (left)
может писать (right), хотя это и не верно (right), однако левая (left) может писать правильно
(right right) справа налево (right to left), если нельзя писать слева направо (в скобках указано
звучание этих слов на английском. Слова с различным значением звучат одинаково – прим.
ред.)
При этом в голове составляется длинная история, достаточная, чтобы выявить точки
личной, персональной значимости (в действительности она бывает и не столь уж длинной, ибо
такие пациенты, по опыту автора, могут дать мало личной информации). Поэтому автор
назначает каждому пациенту еще одну предварительную встречу, чтобы иметь возможность
найти индивидуальный подход.
В ходе предварительной подготовки были разработаны тщательные схемы сеансов, в
которых игра слов «писать, правильный, правый, левый» переплеталась с мельчайшими
личными деталями, которые делали этот метод более эффективным.
Первой пациенткой была женщина с истерическим параличом правой руки. По мере того
как метод путаницы вторгался в обыденный разговор, она становилась все более смущенной,
неуверенной и, наконец, вошла в состояние транса, когда ей было сказано, как «это правильно и
хорошо, что ваша левая рука находится теперь справа, – автор с подчеркнутым усилием
положил левую руку пациентки на ее правое плечо, – и что ваша правая рука, которая не может
писать, находится слева, – на левом бедре, тем самым устанавливается правдоподобная
анатомическая взаимосвязь. – И теперь, когда ваша правая рука, которая не может писать,
находится слева, у вас справа есть рука, чтобы писать».
Все это тщательно повторялось несколько раз, и после нескольких дальнейших трансов с
тщательно разработанными постгипнотическими внушениями у пациентки произошел перенос
неспособности писать с правой руки на левую. К тому же было добавлено постгипнотическое
внушение следующего порядка: «особое, довольно приятное, но интересное ощущение холода
на тыльной стороне ладони левой руки на участке размером с долларовую монету».
Три года спустя эта женщина продолжала работать на своем месте и все еще ощущала
Hosted by uCoz