Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
90
Несколько дней спустя гипнотизер встретился с девочкой в то время, когда она играла, и
как бы невзначай задал какой-то вопрос о кукле. Взяв куклу из кроватки, она с гордостью
показала ее, а потом объяснила, что кукла устала и хочет спать, положила ее в нужное кресло и
спокойно уселась рядом, наблюдая за куклой. Вскоре по внешнему виду малышки стало
заметно, что она находится в состоянии транса, хотя ее глаза по-прежнему оставались
открытыми. На вопрос, что она делает, девочка ответила: «Жду», – и кивнула головой в знак
согласия, когда ей настойчиво приказали: «Оставайся в том же положении и продолжай ждать».
В этом случае систематическое исследование, при котором тщательно избегали прибегать к
каким-то мерам, которые могли вызывать чисто ответное проявление реакций на определенное,
но непреднамеренное гипнотическое внушение, привело к обнаружению самых разнообразных
явлений, типичных для обычного индуцированного транса.
Каталепсия
Девочку спросили, может ли она увидеть новую игрушку, которую гипнотерапевт
приготовил для нее. В отличие от обычного поведения в такой ситуации, которое
характеризовалось возбужденной реакцией, она просто кивнула головой и пассивно ждала,
когда гипнотерапевт доставал для нее новую игрушку (большую куклу). Девочка счастливо
улыбнулась, когда увидела куклу, но не сделала никаких усилий, чтобы дотронуться до нее.
Когда девочку спросили, хочет ли она подержать куклу в руках, она кивнула головой в знак
согласия, но опять же не сделала ни одной попытки взять игрушку в руки. Куклу положили ей
на колени, а потом гипнотерапевт помог ей уложить куклу на правую руку, но таким образом,
что рука оказалась в явно неудобном положении. Ребенок не делал никаких попыток изменить
положение своей руки, а просто с радостью смотрел на новую куклу.
Пока девочка была занята этим, гипнотерапевт заметил, что на одной ее туфле развязался
шнурок, и спросил, можно ли ему завязать шнурок. Она снова кивнула головой, и
гипнотерапевт осторожно приподнял ее ногу за шнурки, так, чтобы ему легче было выполнить
задачу. Когда он отпустил ее ступню, нога осталась в неудобном, приподнятом положении.
Потом девочку спросили, не хочет ли она положить куклу в кроватку. В ответ она лишь
утвердительно кивнула головой. Через несколько минут ее снова спросили, не хотелось бы ей
.сейчас сделать это. Она снова кивнула головой, но по-прежнему продолжала ждать
соответствующих инструкций. Тогда гипнотерапевт сказал: «Ну, давай!», – взяв в руки книгу,
будто собираясь читать. Девочка среагировала на это несколькими напрасными попытками
подняться с кресла; у нее была каталепсия, проявляющаяся в виде сохранения неудобного
положения, в котором она держала куклу, и поднятия ноги, что помешало ей изменить позу,
чтобы подняться. Ее спросили, почему она не положила куклу в кроватку, и она просто
ответила: «Не могу». Когда девочку спросили, нужна ли ей помощь, она кивнула головой, а
гипнотерапевт наклонился и поставил ее ногу на пол. Взяв девочку за левую руку, он легонько
потянул ее на себя, чтобы она смогла встать: ее рука так и осталась вытянутой, когда он
отпустил ее. Она сразу же прошла к кроватке, но беспомощно стояла там, явно не в состоянии
двинуть ни правой, ни левой рукой. Тогда гипнотерапевт сказал ей, чтобы она положила куклу
в кроватку. По этой определенной команде каталепсия рук исчезла, и девочка смогла
выполнить требуемое действие.
Раппорт и галлюцинаторное поведение 
Субъекта, все ту же девочку, попросили вернуться к первоначальному месту, где она
продолжала сидеть, пассивно глядя на свою первую куклу, лежащую в кровати. Один из
ассистентов гипнотизера вошел в комнату, прошел к креслу, взял эту куклу и положил в правое
кресло. Казалось, девочка не заметила изменений в ситуации. Через несколько минут
гипнотизер спросил, что она делает. Она ответила: «Я смотрю за своей куклой». Когда ее
спросили, что делает кукла, она сказала: «Спит». В этот момент ассистент окликнул девочку по
Hosted by uCoz