Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 266 
Next page End  

Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
91
имени и спросил, давно ли спит ее кукла. Ребенок ничего не ответил. Вопрос повторялся
несколько раз без каких-либо результатов, при этом ассистент тряс девочку за плечо.
После этого ассистент взял обеих кукол и бросил их на колени гипнотерапевту. Затем
девочку спросили, не думает ли она, что обе куклы хотят спать, тем самым заставляя ее
перевести взгляд с пустого кресла на гипнотерапевта. Она, очевидно, не смогла увидеть кукол в
новом положении, но когда кукол взял сам гипнотерапевт, она сразу же осознала их
присутствие, с сомнением посмотрела на пустое кресло, а потом на кукольную кроватку, и
заметила: «Они сейчас у вас!». Казалось, что она в большом замешательстве. Однако когда
ассистент осторожно взял кукол из рук гипнотерапевта и прошел в другой конец комнаты,
девочка явно продолжала видеть кукол в руках гипнотерапевта; На попытку со стороны
ассистента привлечь ее внимание к куклам она никак не отреагировала.
Потом в комнату вошла мать девочки и попыталась обратить ее внимание на себя, но
безрезультатно. Девочка могла пройтись по комнате, поговорить с гипнотерапевтом и видеть
какой-то отдельный предмет или человека, обращавших на себя внимание, хотя явно была не
способна реагировать на что-то, не относящееся непосредственно к гипнотической ситуации.
Амнезия
Все посторонние лица ушли из помещения, одну куклу уложили в кресло, другую в
кроватку, девочку тоже заставили занять свое место, после чего приказали ей проснуться. По ее
внешнему виду сразу было заметно, что она проснулась. Девочка приняла свою обыкновенную
позу и вернулась к первоначальной ситуации, заметив: «Я не думаю, что кукла хочет еще спать.
Она уже проснулась». Гипнотерапевт задал ей несколько обычных вопросов о кукле, после чего
заметил, что, наверное, кукле не хочется спать в кресле. Девочка сразу же ответила, что уложит
куклу в кроватку. После ужина девочка увидела в кроватке новую куклу. Здесь не было ни
узнавания, ни понимания – никаких признаков того, что она видела эту куклу раньше, никакого
знания о том, что ей был сделан подарок. Она проявляла обычное возбуждение, детское
желание новой игрушки, спрашивала, чья это кукла и можно ли ей взять ее в руки. Когда в
комнату вошел ассистент и взял куклу, девочка переадресовала ему свои вопросы.
Отвечая на них, ассистент прошел к креслу и взял в руки первую куклу. У девочки
появилась полная и адекватная реакция на это, что указывало на полный контакт со своим
окружением и амнезию всех событий транса.
Повторение этой процедуры с ней в различных обстоятельствах дало такие же результаты.
Кроме того, подобные процедуры успешно использовались и с другими субъектами разного
возраста.
Мы нашли, что этот общий метод особенно полезен как при экспериментах, так и при
лечении, ибо он намного уменьшает трудности, которые возникают при необходимости
устранить модели поведения, встречающиеся в обычном процессе индукции и течения транса,
при пробуждении. Как только первоначальный транс был индуцирован и его проявления были
строго ограничены, поведение субъекта оставалось пассивным. В этот момент производилось
такое постгипнотическое внушение, при выполнении которого действия испытуемого
совпадали с естественным ходом обычных событий при пробуждении. При этом возникает
возможность выявить постгипнотические действия с сопутствующим спонтанным трансом.
Правильное вмешательство гипнотерапевта, совсем необязательное в вышеописанном примере,
из-за характера постгипнотических действий может потом служить для того, чтобы задержать и
сохранить это состояние транса у испытуемого.
Вся ситуация должна способствовать тому, чтобы субъект остался в спонтанном трансе.
При благоприятных обстоятельствах субъект охотно подчиняется новой гипнотической
ситуации и реагирует пассивно. Повторный опрос испытуемых, находящихся в таком
длительном состоянии транса, показал, что у них нет понимания того, как было закреплено
состояние транса, и они не проявляли к этому интерес. Более того, почти все испытуемые не
понимали, что они находятся в состоянии транса.
С помощью этого общего метода можно закрепить новые состояния транса, свободные от
Hosted by uCoz