Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 156 
Next page End  

доставляющим удовольствие. Использование голоса, такое как произнесение слова «нет» при ударах,
добавляет ответственность и освобождение. Все справедливое для ударов справедливо для остальных
выразительных движений, упомянутых ранее.
Я обнаружил, что пациентам необходимо проходить через эти упражнения, включая удары
ногами, битье, кусание и прикосновение, неоднократно, чтобы освободить движения для гладкого
перетекания чувства в действия. Например, каждый раз, колотя или пиная кровать, они учатся
включаться в движения более полно, позволяя всему телу прочувствовать это действие. В большинстве
случаев необходимо указать пациентам на то, как они сдерживаются, только чтобы не включаться в эти
движения. Например, пациент будет тянуться ко мне руками, удерживая спину плечами, не осознавая,
что препятствует действию, пока я не укажу ему на это. Битье по кровати кулаком или теннисной
ракеткой является относительно простым действием, однако немногие люди могут выполнить его
хорошо. Они недостаточно вытягиваются, не выгибают спины, сводят колени, и все это мешает им
полностью погрузиться в это действие. Конечно, для большинства детей на драку было наложено табу.
Смещение этого табу психологически в настоящее время почти не помогает, потому что оно уже стало
структурой тела, как хроническое напряжение. Однако с практикой удары становятся более
скоординированными и эффективными, и пациенты начинают испытывать удовольствие, выполняя это
упражнение, а это знак того, что они открыли новую область в самовыражении.
Я всегда верил, что в терапии требуется двойной подход: один сосредоточивает внимание на
прошлом, другой - на настоящем. Работа над прошлым является аналитической стороной, которая
выясняет, почему у человека такое поведение, действия и движения. Работа над настоящим ставит
акцент на том, как человек действует и двигается. Координация и эффективность действий и движений
являются для большинства животных качествами, выученными в процессе детской игры. Но поскольку у
ребенка есть эмоциональные проблемы, то это обучение не происходит легко и естественно. Поэтому до
некоторой степени любая терапия включает в себя переобучающую и переподготавливающую
программу. По моему мнению, терапия не должна быть процессом «или...или...»: или анализа, или
обучения, но благоразумным сочетанием обоих.
Звук и личность
Слово «личность» имеет два коренных значения. Первое происходит от слова персона, что имеет
отношение к маске, которую актер носил во время представления и которая определяла его роль.
Поэтому в одном значении личность определяется индивидуальным принятием своей роли в жизни или
лицом, которым человек поворачивается к миру.
Второе значение прямо противоположно первому. Если мы разобьем слово «персона» на его
составляющие, персона, то эта фраза будет означать «через звук». Согласно этому значению, личность
отражается в звуке индивидуума. Маска является неживой вещью и не может передавать вибрирующее
качество живого организма, как это делает голос.
Можно сказать: «Не обращайте внимания на маску, а прислушивайтесь к ее звуку, если вы хотите
узнать человека». Отчасти это звуковой совет, игра слов не имеется в виду. Но было бы ошибкой
игнорировать маску. Звук не всегда говорит нам, какую роль принял человек, хотя в большинстве
случаев это можно понять. Характерная манера разговаривать может идентифицироваться с ролями. У
проповедников, учителей, слуг и сержантов характерная особенность разговора, который
идентифицирует их с их профессией или склонностью. Маска влияет и изменяет голос. Но в голосе
существуют элементы, которых маска не всегда касается и которые дают другую информацию о
личности.
Я не сомневаюсь в том, что богатый голос является богатым способом самовыражения и
означает богатую внутреннюю жизнь. Мне кажется, что мы чувствуем это в человеке, и это ощущение
ценно, даже если не подтверждается объективным изучением. Что мы подразумеваем под богатым
голосом? Существенным фактором является наличие полутонов и обертонов, которые дают нам полноту
звука. Другой фактор - это диапазон. Человек, который говорит монотонно, имеет очень ограниченный
диапазон выражения, и мы склонны приравнивать это к ограниченной личности. Голос может быть
Hosted by uCoz