Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 156 
Next page End  

Эрвин Шредингер, обращаясь к своим чувствам в книге «What Is Life?», думает мистически.
Не механистическое и не мистическое мышление называется функциональным мышлением. Я
расцениваю концепцию функционального мышления, объясненного Райхом, как одно из величайших
достижений человеческого разума. Она особенно помогает в понимании сознания.
Попробуем подумать о сознании как о функции, а не о состоянии, как функции разговора
например. Человек может разговаривать или молчать, это зависит от его потребностей, таким образом,
человек может понимать или не зависеть от ситуации. Интересно отметить, насколько тесно сознание
связано с внутренней речью, которую мы в основном применяем при мышлении. Также интересно
отметить, что при разговоре мы передаем информацию другим, в то время как сознание участвует в
получении информации. Существует тесная связь между сознанием и концентрацией внимания, потому
что, чем больше внимания мы обращаем на что-либо, тем более мы осознаем это.
Но если сознание является функцией, то оно подразумевает способность. Расширение сознания
не имеет смысла до тех пор, пока человек не начинает думать о нем, как об увеличении своих
способностей к познанию. Переброс внимания с одного предмета на другой не расширяет сознание,
потому что в процессе рассматривания нового мы не можем видеть старое. Сознание похоже на
прожектор, который освещает один аспект поля так, чтобы мы могли видеть его ясно, но тем самым в
процессе движения оставляет остальное поле темным. Перемещение света не увеличивает и не
расширяет сознание, потому что тогда первоначальная область становится темной и поле зрения (зрения
или понимания) не меняется. Тем не менее подвижность света является фактором сознания. Человек, у
которого глаза сосредоточены только на одном аспекте жизни, имеет более ограниченное сознание
(способности), чем человек, который может перемещать свой взор и видеть множество различных
вещей.
Сравнение сознания со светом позволяет мне представить ряд факторов, которые измеряют
функции сознания. Очевидно, что яркий свет более разоблачающий, чем тусклый. То же самое и с
сознанием: человек с более ясным зрением, более острым слухом, более тонким обонянием, лучшим
вкусом - другими словами, с более высокой степенью воспринимающей чувствительности - имеет более
высокий уровень функционирования сознания, чем человек, чья чувствительность снижена. Глубина
или проникающее качество света, что является частично функцией интенсивности освещения и
частично резкости, соответствует подобным факторам сознания. Существуют психологически
дальнозоркие люди, которые думают глубоко и видят вперед. Это отражается в качестве их сознания. И
это будет мешать, если человек не может видеть, что делается у него под носом. В конце концов,
существует возможность расширять или сужать поле восприятия, чтобы уметь двигаться более свободно
между механистическим и мистическим зрением, благодаря отсутствию стены.
Легко заметить, что выраженная таким образом функция сознания зависит от живости человека,
и что она прямо соотносится с эмоциональным здоровьем. Однако более важно заключение о том, что
способность осознавать связана с энергетическими процессами тела - а именно с тем, какое количество
энергии имеет человек и насколько свободно она может циркулировать. Сознание отражает состояние
внутреннего возбуждения; на самом деле, это свет внутреннего пламени, проецирующийся на два
экрана - на поверхность тела и на психику.
Еще одна аналогия может помочь прояснить эти взаимоотношения. Мы можем сравнить то, что
происходит в сознании, с телевизором. Телевизор состоит из аппарата, принимающего сигналы,
усилителя, источника энергии (электроны), который проецируется на чувствительный экран. Когда
телевизор включают и он начинает принимать поступающие сигналы, то экран зажигается и показывает
картинку. Яркость и ясность изображения определяются силой потока электронов и чувствительностью
экрана. Подобные факторы действуют в сознании: энергетический заряд импульсов, текущих от центра,
и чувствительность двух поверхностей - тела и разума. Мы говорим, что люди бывают толстокожими и
тонкокожими в зависимости от их чувствительности. Тело без кожи не может защититься от внешних
раздражителей, и такой человек гиперчувствителен и уязвим для каждого дуновения ветерка. Такое
состояние является болезненным.
Телевизор является механическим устройством, но из-за того, что в функционировании тела
имеются механические аспекты, такое сравнение возможно. Однако у тела имеется своя собственная
энергия и эго, или воля, которые могут направлять эту энергию для удовлетворения потребностей. Мы
Hosted by uCoz