Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 156 
Next page End  

оно существует, каждое качество имеет противоположное себе.
В личности это означает, что не существует мыслей без обрамления из чувств, в которых эта
мысль образуется. Но фокусирование света осознания на мысли погружает остальную сферу
деятельности в темноту, и мы часто теряем из вида чувство, которое было поводом для этой мысли.
Конечно, мы можем проверить наши чувства и убедиться, что они гармонируют с нашими мыслями.
Однако нередко мысли и чувства противоречат друг другу. Я воздержусь от любых попыток объяснить,
почему это так. Переживание этого противоречия встречается очень часто. Я хочу купить большую
лодку, но думаю о цене и ее обслуживании и попадаю в конфликт. Или я хочу доставить себе
удовольствие очень вкусным десертом, но думаю о лишней массе, которую могу набрать, и получается
конфликт.
Все терапевты имеют дело с конфликтами, не такими, которые описаны выше, а похожими на те,
когда имеет место конфликт между чувством или желанием, которые человек хотел бы выразить, но
боится последствий. Так как последствий не происходит, то страх присутствует как мысленный объект,
т. е. мысль, ассоциированная с телесным реагированием. Я не говорю, что страх мнимый, потому что
он мысленный. Он переживается физически, как страх, хотя возникает в результате умственной
деятельности. Терапия имеет дело с сильными конфликтами, когда чувства, ищущие выражения, важны
для целостности личности, а последствия угрожают этой целостности. Когда мы не можем разрешить
значительный конфликт, единственным решением является подавить желание или чувство, что
уничтожит страх и, в конце концов, приведет к подавлению конфликта. Человек удаляет из сознания
целую ситуацию, и тогда в некотором смысле она перестает существовать. Однако конфликт не
исчезает. Он просто исчезает с поля зрения и структурируется в теле на бессознательном уровне.
Эта манера обращения с конфликтами создает различные структуры характера, которые я
описывал. Мы считаем такие приспособления невротическими, потому что они серьезно нарушают
способности человека функционировать как единое целое и как эффективный индивидуум.
А как относительно неневротичные люди справляются с бесчисленными конфликтами, которые
возникают в их жизни между мыслями и чувствами? Я считаю, что они сознательно вырабатывают
приемлемый кодекс поведения, который противоположен бессознательно структурированным
паттернам поведения. Этот кодекс поведения принимает форму принципов.
Интересно, что когда мы используем слово «характер» в отрицательном смысле, оно не всегда
имеет этот скрытый смысл. На самом деле слово «характер» часто использовалось для обозначения
определенных достоинств, и в этом случае оно связывалось со словом «хороший», как в словосочетании
«человек с хорошим характером», в то время как у остальных людей был «плохой характер». Слово
«характер» родственно слову «характерный» и подразумевает, что человек ведет себя в типичной или
предсказуемой манере, хорошей или плохой. Предсказуемость также означает зависимость; вы можете
зависеть от человека с хорошим характером и быть добродетельным и от человека с плохим характером
и быть безнравственным или беспринципным.
Но если поведение человека не структурировано и не копия, то откуда берется предсказуемость?
Другими словами, как может относительно здоровый, спонтанный и способный к полному
самовыражению человек иметь характер? Во-первых, мы должны видеть разницу между характером и
характерной структурой. Добавление слова «структура» означает, что паттерн поведения не определен
сознательно, а бессознательно зафиксировался и затвердел на телесном уровне. Если поведение
человека управляется сознательными руководствами или принципами, он будет вести себя характерно
до тех пор, пока эти принципы способствуют его благосостоянию.
Концепция принципов редко упоминается в теории личности. В нашей культуре мы почти
достигли точки, когда любой принцип считается плохим, потому что он устанавливает границы и
определяет реагирование. Это относится к моральным принципам, которые многие люди
рассматривают как ограничение их свободы или права на самовыражение. Однако это не так, ведь
принципы являются признаком человека, который достиг более высокого уровня сознания. Конечно, я
говорю о принципах, которые человек развивает сознательно. Они могут совпадать с теми, которые
общество поддерживает и продвигает.
Мы видели, что сознание начинается с восприятия ощущений. Ощущения обычно ограничены и
неопределенны. В этом отношении они контрастируют с чувствами, которые более глубоки и более
Hosted by uCoz