Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 156 
Next page End  

Если предательство воспринимается как норма, это ведет к паттерну сексуального внешнего
притворства, которое скрывает невозможность установить настоящий контакт через касание.
Терапевтическое касание должно быть теплым, дружелюбным, заслуживающим доверия и
свободным от любого личного интереса, чтобы вселять уверенность при прикосновении. Но поскольку
терапевт также является человеком, его личные чувства временами могут быть помехой. Когда это
случается, ему не следует касаться пациента. Следовательно, терапевт должен знать себя, быть в мире с
самим собой, прежде чем он сможет контактировать с пациентом. Прохождение через свою
собственную терапию является основным условием для проведения терапии с другими. От терапевта
следует ожидать знания характерных особенностей прикасания, способности узнавать разницу между
чувственными прикасаниями и поддерживающими, между решительными и жесткими и между чисто
механическим прикасанием и тем, которое наполнено чувством.
У пациента существует большая потребность дотронуться до терапевта, потому что существует
табу на такое прикосновение, что является причиной возникновения чувства изоляции. Чтобы
преодолеть этот запрет, я часто прошу пациента, в то время как он лежит на кровати, дотронуться до
моего лица. Я использую эту процедуру после того, как раскрыл некоторые опасения пациентов.
Нагнувшись над ним, я нахожусь в позиции матери или отца, глядящего на пациента как на ребенка.
Сомнение, пробный жест, тревога, вызванные этим маневром, сначала поражали меня. Многие
пациенты дотрагивались до моего лица только кончиками пальцев, как если бы боялись полного
контакта рукой. Некоторые говорили, что опасались быть отвергнутыми, другие чувствовали, что не
имеют права прикоснуться ко мне. Без одобрения лишь немногие ощущали, что могут приблизить мое
лицо к своему, хотя это было то, что они хотели сделать. Во всех случаях эта процедура вела в глубь
проблемы, которую нельзя было постичь только с помощью слов.
В некоторых случаях прикасание пациентов носит исследовательский характер. Человек
позволяет своим пальцам блуждать по моему лицу, подобно ребенку, исследующему черты лица у
родителей. Иногда пациент отталкивает мое лицо прочь, возвращая неприятие, которое он однажды
испытал. Однако если пациент поддается своему сильному желанию физического контакта, он охотно
притянет меня к себе, держа крепко и чувствуя мое тело своими руками. Поскольку я чувствую его
сильное желание, он чувствует мое принятие. Вступление в контакт со мной дает ему возможность
вступить в больший контакт с самим собой, что является целью терапевтического усилия.
Следующая, наиболее важная, область взаимодействия заключается в отношении человека к
земле. Каждая поза, которую мы принимаем, каждый шаг. который мы делаем, включает в себя это
отношение. В отличие от птиц или рыб, больше всего времени мы проводим на суше. И в отличие от
других млекопитающих, мы стоим и передвигаемся на двух ногах. Это положение освобождает наши
руки за счет перемещения функции поддержки массы тела на позвоночный столб и ноги. Переход к
прямому положению перемещает напряжение на мышцы спины, сосредоточенные в пояснично-
крестцовой области.
Мы можем, например, описать индивидуума как имеющего «устойчивость» или
«неустойчивость» в обществе. В последнем случае он не считается личностью. В какой-то ситуации мы
можем также спросить: «Как вы стоите?». Ваша поза будет определять вашу позицию. Кто-то может
«стоять за» предложение или против него. Если кто-то не «встал на свою позицию», он остался «стоять
в стороне». Если человек занял какую-то позицию, то он может «твердо стоять на этом», в этом случае
он «стоит на своем». Существует понятие устойчивости положения. Это отражается в таких
утверждениях, как «устоять» при нападении, разрушении или болезни, или «устоять против критики».
Противоположностью «стоять» как глаголу является не «сидеть», что представляет из себя иной
вид действия, а болтаться, резко падать и изворачиваться. «Изворотливый» тип не стоит на одном
месте, человек, который «падает», не может удержать позицию, а «болтающийся без дела», оказывается
без места. Эти выражения являются метафорами, когда используются для описания поведения; в то же
время применительно к личности они имеют буквальный смысл. Существуют люди, чьи тела
показывают привычную сутулость, у других тела как бы падают или выражают некоторую степень
слабости. Некоторые люди не могут стоять спокойно, не перенося массу своего тела с одной ноги на
другую. Когда подобные термины описывают типичное положение тела, они описывают человека.
Положение человека в жизни (т. е. его основная позиция как человеческого существа) ярко
Hosted by uCoz