Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 156 
Next page End  

Следует отметить, что жизнь не является пассивным действием. Организм должен быть открыт и
досягаем, чтобы отдавать и получать все, что требуется. Это справедливо как для кислорода, так и для
пищи. В младенчестве обе функции (дыхание и еда) используют одинаковый физиологический механизм
- вбирание в себя. Младенец набирает воздух в свои легкие точно так же, как он засасывает молоко
через рот. И в связи с тем, что обе функции используют одинаковый механизм, нарушение в одной из
них будет влиять на другую.
Рассмотрим, что случается с ребенком, которого слишком рано отнимают от груди. Большинство
младенцев не принимают потерю своего первого объекта любви с готовностью. Они плачут и тянутся к
груди ртом и руками. Это их способ выражения любви. Если им не удается эта попытка, то они
становятся беспокойными и нервными. Такое поведение младенца часто вызывает враждебную
реакцию со стороны матери, и младенец или ребенок скоро понимает, что должен сдерживать свое
желание. Это приводит к тому, что мышцы шеи и горла напрягаются и блокируют этот импульс. В
результате страдает дыхание, потому что зажатое горло также блокирует побуждение дотянуться до
груди и набрать воздуха. Тесная связь между нарушениями в кормлении и дыханием была описана
Маргарет Риббл в книге «Права младенцев» /13/.
Я описал кормление как пример активного процесса раскрытия и достижения принятия.
Раскрытие и достижение являются экспансивными движениями организма к источнику энергии или
удовольствия. То же самое действие подразумевается, когда ребенок ищет контакта со своей матерью,
игрушкой или позднее, уже взрослым, с любимым человеком. Нежный поцелуй - похожее действие.
Когда ребенок вынужден блокировать эти действия, то у него как на психическом, так и на мышечном
уровнях установятся защиты, которые будут сдерживать подобные импульсы. Со временем эти защиты
найдут отражение в теле и в форме хронического мышечного напряжения и в психике как
характерологические позиции. В то же время память о пережитом подавляется и создается идеал эго,
который ставит индивидуума выше стремления к контактам, близости, впитывания и любви.
На этом примере мы можем видеть связь между различными уровнями личности. На
поверхности т. е. на уровне эго, защита принимает форму идеала эго, который говорит: «Плакать - это не
по-мужски», - и отрицание: «Я не хочу этого, как бы то ни было». Эта защита тесно связана с мышечным
напряжением в горле и руках, которое блокирует импульс открытия и дотягивания. На телесном уровне
вопрос спорный: по-мужски плакать или нет. Когда напряжение становится очень сильным, то человеку
практически невозможно плакать. Подобное напряжение обнаруживается в плечах, что делает сложной
способность полностью вытянуть руки. На более глубоком эмоциональном уровне существуют
подавленные чувства печали, отчаяния, ярости и гнева с импульсами причинять боль плюс страх и
тоска. Все это нужно проработать, прежде чем сердце человека сможет снова полностью открыться.
Пока человек не умер, его сердце жаждет любви, его чувства требуют выражения, его тело хочет
быть свободным. Но если он сделает любое сильное движение в этом направлении, его защиты
заблокируют импульс и отбросят этого человека к страху. В большинстве случаев такой страх настолько
силен, что человек отступает и закрывается, даже если это означает сохранение уровня энергии низким,
желания на минимуме, а жизнь замершей. Существовать, боясь жить полной жизнью, -состояние
большинства людей.
V. УДОВОЛЬСТВИЕ: ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Принцип удовольствия
Первичная ориентация жизни направлена на удовольствие, подальше от боли. Это
биологическая ориентация, потому что на телесном уровне удовольствие способствует жизни и
благосостоянию организма. Боль, как мы все знаем, переживается как угроза целостности организма. Мы
самопроизвольно открываемся и спонтанно достигаем удовольствия, мы сжимаемся и выходим из
болезненной ситуации. Однако, когда в ситуации содержится обещание удовольствия, сочетающееся с
угрозой боли, мы переживаем страх.
Hosted by uCoz