Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 156 
Next page End  

Анализ выражения тела выявляет динамику этой подвешенности. Поднятые плечи - выражение
страха. Можно доказать это, приняв выражение страха. Обратите внимание, что плечи поднимаются
вверх автоматически и, по мере того как грудная клетка раздувается, ощущается нехватка воздуха. Когда
реакцией является любовь, плечи обычно опускаются. Привычно поднятые плечи показывают, что
человек сохраняет позу страха, от которого он не может отделаться, потому что не осознает своей
напуганности. Вообще ситуация, явившаяся причиной страха, уже забыта, а сами эмоции подавлены.
Такие привычные позы не появляются из единичного опыта, а означают длительную незащищенность
от ситуации страха. Например, это могут быть переживания мальчика, который долго боялся своего
отца.
Компенсацией этого положения страха является перенесение головы вперед, как бы
противодействуя угрозе или, по меньшей мере, высматривая, нет ли ее. Так как ходить с выставленной
вперед головой опасно при физической конфронтации с другим человеком, то на самом деле эта поза
является отрицанием страха. Она говорит: «Я не вижу ничего, чего стоит бояться». Эта поза обязательно
действует на нижнюю часть тела. Когда человек напуган, он ступает легко. Страх поднимает человека
над землей.
Испуг и отрицание его создают состояние подвешенности. Человек не может идти вперед из-за
страха, но он не может и отступить, потому что отрицает свой страх. Он эмоционально скован, а это -
природа состояния подвешенности.
Подавление страха ведет к погашению гнева. Так как нечего бояться, то не на что злиться. Но
задавленные чувства могут выходить косвенно. Несколько лет назад я консультировал молодого
человека, который был лидером студенческого движения. Он жаловался на чувство
неудовлетворенности собой. Он не чувствовал себя легко с девушками. Несколько раз у него пропадала
эрекция при попытке полового акта, что очень мешало ему. Также он говорил, что испытывает большие
трудности, решившись заняться карьерой.
Исследование тела этого молодого человека выявило, что его плечи и грудь были подняты и
выпячены вперед, живот втянут, таз наклонен вперед и зажат, а голова на короткой шее наклонена
вперед. Эта поза создавала впечатление, что верхняя половина его тела наклонена вперед. У него были
внимательные глаза и тяжелая решительная челюсть.
Посмотрев на его ноги, я увидел, что они зажатые и жесткие и что он испытывает трудности при
сгибании коленей. Его ступни были холодны на ощупь, и казалось, что в них отсутствует чувство, или
заряд. Когда он попытался принять положение арки, его таз остался втянут, разбивая арку тела. Я
чувствовал, что очень малое количество чувства, или заряда, перетекало в нижнюю часть его тела, и это
объясняло его сексуальные затруднения. Он признавал, что слабо ощущает ноги. Еще я должен добавить,
что его дыхание было очень поверхностным, с очень малым вовлечением мышц живота в дыхательные
движения.
Увидев все личностные проблемы, читатель может удивиться, узнав, что этот молодой человек
решил не проходить терапию. Когда мы обсуждали его проблему, мне стало ясно, что он слишком
сильно привязан к студенческому движению, чтобы обратиться к реальности и своей личной ситуации.
Какие иллюзии были у него по поводу того, как эта деятельность сможет помочь ему решить личные
сложности, я никогда не узнал. Но было очевидно, что он перенес борьбу за личное достоинство и
свободу на социальную сцену, где мог поддерживать имидж агрессивного мужчины, вопреки
реальности личных неудач.
Наиболее часто встречающееся чувство подвешенности у женщин представлено горбом
благородных вдов, или вдовьим горбом, представляющим из себя массу тканей, которые сосредоточены
прямо под седьмым шейным позвонком на соединении шеи, плечей и туловища. Эта выпуклость берет
название из того факта, что ее редко можно видеть у молодых женщин, но она часто встречается у
пожилых. Исходя из внешнего вида, я называю это состояние подвешенностью на крючке для мяса,
потому что мне кажется, что крюк для подвешивания мяса вызовет подобную конфигурацию (рис. 28).
Hosted by uCoz