Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 156 
Next page End  

В книге «Предательство тела» я рассказывал о случае с молодой женщиной, которая испытывала
подобный страх. Она описывала сон, в котором говорила: «Я ясно переживала реальность смерти. Это
значит быть опущенным в землю и находиться там до тех пор, пока не наступит разложение».
Затем она добавила: «Я ощутила, что это произойдет со мной, как происходит с каждым. Будучи
девочкой, я не могла заснуть из-за страха, что умру во сне и проснусь в гробу. Это будет как ловушка,
откуда нет выхода» /8/.
Это высказывание содержит странное противоречие. Если человек умирает во сне, то он не
просыпается в гробу. Она боится умереть, но также боится быть пойманной в западню, которая
приравнивается к умиранию, потому что жизнь есть движение. Умереть означает быть пойманной в
капкан и не иметь возможности двигаться, а быть пойманной в капкан также означает смерть. Для этой
пациентки сознание больше, чем осознавание; это повышенная настороженность относительно
возможности быть пойманной в ловушку. Засыпание приводит к потере этой настороженности и, таким
образом, возникает опасность быть пойманной или умереть.
Далее при интерпретации ее замечания я сравнил гроб с ее телом. Обычно когда человек
просыпается, первое, что он осознает, это его тело. Сознание возвращается в том порядке, в котором
оно уходило: сперва тело, затем внешний мир. Поэтому многое зависит от того, как человек
воспринимает свое тело. Если оно бесчувственное, то оно ощущается как гроб, в котором заключена
душа. Оно также будет предметом гниения и разложения, что происходит только с мертвыми телами.
Для живого тела, в котором человек чувствует движение жизни, пробуждение приносит такое же
удовольствие, как засыпание для уставшего тела.
Когда человек отходит ко сну, с телом происходит нечто очень приятное. Оно отбрасывает
заботы дня и удаляется из мира в состояние совершенного покоя и тишины. Перемена при переходе от
бодрствования ко сну наиболее заметна в дыхании человека. По изменению качества и ритма его
дыхания мы часто можем сказать, когда засыпает человек, лежащий рядом с нами. Дыхание становится
более глубоким и более слышным, его ритм замедляется, становится более ровным. Эти изменения
являются результатом освобождения диафрагмы от напряжения, в котором она находится в дневное
время. Человек погружается в сон, чтобы понизить энергию, сосредоточенную в организме. Подобное
освобождение диафрагмы происходит, когда мы влюбляемся или испытываем оргазм.
В древней философии тело было разделено на две части диафрагмой: этой куполообразной
мышцей, имеющей сходство с очертанием земли. Часть тела выше диафрагмы относилась к
сознательному и ко дню (область света). Часть тела ниже принадлежала бессознательному и ночи
(область темноты). Сознание приравнивалось к солнцу. Восход солнца над горизонтом земли, который
приносил свет дня, соответствовал пробуждению возбуждения внутри тела от центра живота к центру
груди и к голове. В результате течения чувств вверх пробуждалось сознание. Обратный процесс
происходил во сне. Заход солнца или его погружение в океан, как древние люди рассматривали закат,
соответствовал потоку возбуждения в область ниже диафрагмы.
Живот является символическим эквивалентом земли и моря, которые считаются областью тьмы.
Но из этих областей, как и из живота, появляется жизнь. Они являются жилищем таинственных сил.
принимающих участие в процессах жизни и смерти. Они также являются местом обитания духов
темноты, которые живут в более низких областях. Когда эти примитивные представления связывались с
христианской моралью, низкие области были отданы дьяволу: повелителю темноты. Он соблазнял
людей до падения с помощью сексуального искушения. Дьявол живет в глубине земли, а также в глубине
живота, где горит сексуальный огонь. Предавание этой страсти может привести к оргазму, при котором
сознание затуманивается и эго растворяется, явление, которое называется «смертью эго». Вода также
ассоциируется с сексом, возможно, из-за того факта, что жизнь началась в море. Страх утонуть, который
многие пациенты связывают со страхом упасть, может быть родственным страху отдаться сексуальным
чувствам.
Мы идеализировали любовь настолько, что проглядели ее близкие и интимные отношения с
сексом, особенно с эротическими и чувственными аспектами секса. Я определил любовь как
предвкушение удовольствия /6/, но существует в отдельности сексуальное удовольствие, которое
соблазняет человека влюбляться. Психологически оно включает в себя капитуляцию эго перед объектом
любви. Но капитуляция эго включает нисходящий поток возбуждения в глубину живота и таз. Этот
Hosted by uCoz