Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 146 
Next page End  

время мало заботимся о воспитании будущего потомства и, что еще хуже, при
незнании основ воспитания нередко уродуем будущую личность человека,
воображая, что делам нечто особо полезное.
К тому же в повседневной литературе так мало уделяется места вопросам
воспитания, что самый предмет не всем кажется ясным. Мы привыкли
говорить о нравственном, умственном и физическом воспитании; но спросите
молодых супругов, что следует понимать под нравственным воспитанием, и вы
убедитесь, что далеко не все вам ответят, что под этим следует понимать
развитие чувства социальной любви и сострадания, и развитие чувства правды
и уважения ко всему общественно ценному, хорошему, и развитие чувства
долга или обязанности, а между тем в развитии этих именно сторон личности,
как всем, должно быть, ясно, и заключается основа взаимоотношений между
людьми.
Спросите кого угодно из публики о том, что такое умственное воспитание, и
можно быть уверенным, что он вряд ли правильно разграничит это понятие от
образования, а между тем развитие ума, которое достигается воспитанием,
вовсе не представляется тождественным с приобретением познаний, тем более,
что можно быть человеком достаточно образованным и в то же время
умственно мало развитым.
Равным образом и по отношению к физическому воспитанию многие полагают,
что оно состоит в простом укреплении тела, забывая, что оно играет
выдающуюся роль в развитии энергии, находчивости, решительности,
способности к инициативе и стойкости, то есть развитии тех качеств, которые
обнимаются общим понятием воли и самодеятельности — этого ценного дара
человеческой личности.
Нечего говорить, что воспитание играет огромную роль не только в развитии
характера, но и в охранении здоровья, и притом как физического, так и
умственного.
Мы не будем здесь распространяться на тему о значении воспитания в
отношении приучения человека к труду, порядку, физическим занятиям и
гигиене, что так важно для физического здоровья человека. Это должно быть
очевидно для всех и каждого и без лишних пояснений. Но мы не можем здесь
не отметить значения воспитания в вопросе, ближе касающемся нашей
специальности, — в вопросе об охранении умственного здоровья.
Для всех должно быть ясно, что правильно поставленное воспитание,
выработка характера и создание столь важных в жизни идеалов не могут не
быть признаны важным пособием в охранении душевного здоровья.
Если принять во внимание, как часто душевное здоровье подрывается
вследствие нарушения основных правил гигиены, вследствие слишком
изнеженного воспитания, когда личность является не способной к труду, а
следовательно, и не переносливой к тем или иным хотя бы в малейшей степени
неблагоприятным условиям жизни, а также когда личность вследствие
отсутствия идеалов и неприспособленности к жизненной борьбе и проведению
их в жизнь теряет душевное равновесие, становясь разочарованной, то всем
должна быть понятна связь между недостатком воспитания и развитием
душевных расстройств.
Но существует и прямая связь между развитием психозов и неправильным
воспитанием, на что мне уже приходилось обращать внимание при другом
случае.
Неправильное воспитание, особенно в раннем возрасте, уже само по себе
Hosted by uCoz