Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 146 
Next page End  

может быть причиной душевной болезни. По крайней мере, психиатрическая
практика не оставляет сомнения в том, что в иных случаях, несмотря на
благоприятные условия наследственности и столь же благоприятные
дальнейшие жизненные условия, душевная болезнь может развиться под
влиянием дурных воспитательных условий, сложившихся в раннем детстве.
Да может ли быть иначе, если ребенок, будучи здоровым от рождения, с
первых шагов своего земного существования будет неудовлетворен в своих
насущных потребностях и потому будет почти постоянно находиться в
неблагоприятных не только физических, но и нравственных условиях, если он
будет хронически болеть кишечными расстройствами и если будет почти
постоянно в слезах не только от несвоевременного удовлетворения его
физических нужд, но и под влиянием бессмысленных угроз няни или матери?
Можно ли вообще ожидать, чтобы эти и подобные им условия, действующие в
течение многих лет в наиболее нежном периоде жизни, не отразились на
душевном здоровье будущей личности самым губительным образом?
Нечего говорить, что дурные примеры старших и прививание этим путем
нездоровых привычек к детскому организму, глубокое, ничем не
оправдываемое и крайне вредное для здоровья пугание детей старшими, а
также всякое попущение легко прививающимся в возрасте первого детства
дурным инстинктам и не устранение их своевременными воспитательными
усилиями не могут не способствовать развитию навязчивых состояний,
неуравновешенности, приводящей затем и к развитию душевных недугов.
В этом вопросе вряд ли возможны какие-либо сомнения, если мы примем во
внимание особо восприимчивую и впечатлительную душу ребенка.
Эту исключительную впечатлительность ребенка никогда не следует забывать
в такого рода вопросах, как охрана душевного здоровья, и так как эти же
условия дают основу и для здорового воздействия на ребенка путем примера,
возбуждающего подражание, и путем внушения, то мы и остановимся на этом
вопросе несколько подробнее.
Всем общеизвестен факт, что из возраста первого детства, когда память уже
начинает сохранять впечатления, некоторые события, почему-либо особо
выделившиеся из многих других, остаются в виде воспоминаний на всю жизнь
и оживляются в пожилом возрасте иногда с такою же яркостью, как бы эти
впечатления вновь переживались. Уже это обстоятельство ясно показывает о
повышенной детской впечатлительности.
Можно привести и много других примеров, где проявляется необычайная
детская впечатлительность и внушаемость. Достаточно бывает иногда
неосторожно произнесенного при ребенке слова о совершенном убийстве или
каком-либо другом тяжелом происшествии, и ребенок будет уже тревожно
спать ночь или даже подвергнется ночному испугу или кошмару. Вот почему
обстановка и в особенности окружающая среда всегда оказывает на воспитание
ребенка огромное влияние.
Baginski в своей небольшой статье приводит целый ряд примеров, где детская
впечатлительность благодаря действию окружающей среды сказалась самым
ярким образом.
Особая впечатлительность детей стоит в тесной связи с необычайной их
внушаемостью, благодаря которой ребенку легко прививается как все дурное,
так и хорошее.
Как велико значение внушения в детской жизни показывает, между прочим,
тот факт, что маленькие дети легко успокаиваются после ушиба, коль скоро
Hosted by uCoz