Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 146 
Next page End  

подуть на ушибленное место.
Известно, что ребенок Ва1dwin'a в первые месяцы мог быть с постоянством
усыпляем, если его клали лицом вниз и легонько похлопывали по нижней
части позвоночника.
Известно далее, что маленькие дети успокаиваются в присутствии близких им
лиц и тотчас же быстро засыпают.
Поразительно также, как легко дети подвергаются чувственному внушению.
Достаточно, чтобы окружающие обнаруживали веселое настроение, и это
настроение тотчас же заражает и детей; с другой стороны, испуг и
растерянность старших тотчас же передается и ребенку.
Wittasсk сообщает, что при рассматривании картин ему удалось прививать
детям по желанию ту или другую чувственную реакцию в зависимости от того,
обнаруживал ли он сам удовольствие или неудовольствие при представляемом
предмете.
Plecher также имел аналогичные наблюдения. Поставив стакан на стол,
наполненный не совсем крепким уксусом, он выпивал его в присутствии
маленькой девочки со всеми признаками удовольствия, после чего и девочка
просила о том же и выпивала полстаканчика. Хотя лицо девочки при этом
стягивалось, но она произносила «хорошо» и требовала вскоре после того еще
и остаток. В другом случае на вопрос: «Хороша ли твоя кукла?» — получался
энергичный ответ: «Да», но, когда автор отходил в замечанием, что кукла
дурная и что она злая, девочка клала куклу со страхом или бросала ее в угол,
хотя в другое время она ее обожала.
Благодаря поразительной внушаемости и свидетельские показания детей
страдают неправдивостью, в чем согласно большинство авторов.
Plecher приводит поразительный пример внушаемости из своей собственной
практики, иллюстрирующий только что сказанное.
Он спросил около 11 часов дня своих учеников: не видел ли кто из них что-
либо, лежавшее на его столе? Никто ничего не сообщил. На его дальнейшие
вопросы, не видал ли кто-либо положенный им ножик, из 54 учеников? 29, то
есть 57%, ответили, что они его видели, и притом ответило таким образом
известное число таких учеников, которые со своего места не могли ничего
видеть; 7 учеников видели даже, как он ножом резал бумагу и после того
положил ножик, 3 — как он чинил карандаш и 1 — как он отрезывал резинку
для физических опытов. На объяснение Рlecher'а, что ножик после перерыва в
занятиях исчез со стола, первоначально было молчание, затем стали выяснять,
что мальчик Г., который за короткое время перед тем обвинялся в воровстве, во
время перерыва в занятиях держался вблизи стола, как бы желая осмотреть
поставленные аппараты. В действительности автор в течение всего
предобеденного времени не вынимал ножа из своего кармана. Ученик Г.
Вышел из комнаты в числе первых и во время перерыва находился все время
на школьном дворе в непосредственной близи с ним.
Как велико внушающее влияние на детей даже простых вопросов, показывают
известные опыты Stern'а, показывающие, между прочим, как и предыдущий
случай, какую ценность могут иметь свидетельские показания детей на суде.
Автор предъявлял испытуемым детям картинку в течение 3/4 секунды и
требовал от детей, чтобы они сообщили о виденном, после чего предлагал им
заготовленные ранее вопросы.
Оказалось, что при простом сообщении число ложных ответов достигало 6%,
при опросах оно достигало 33%.
Hosted by uCoz