Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 146 
Next page End  

Этот результат объясняется тем, что всякий вопрос до некоторой степени
оказывает уже внушающее влияние на испытуемого.
Если же при опытах давалось Stern'oM известное число внушающих вопросов,
то результаты оказывались еще более поразительными, так как правильных
ответов получилось всего 59%.
Lipmann, делая специальные опыты над влиянием внушающих вопросов на
детей, убедился, что у детей меньшего возраста внушаемость значительно
больше, нежели у детей большего возраста.
Коsоg проделывал над 9-летними детьми опыты со специальной целью:
выяснить внушаемость по отдельным органам.
При этом оказалось, что при испытании осязания внушающее влияние можно
было установить в 45%, в органе зрения — в 55, в области слуха — в 65, в
области обоняния — в 72,5-78,75, в области вкуса — 75%. Все же 600
отдельных опытов дали 390, или 65%, удавшихся внушающих влияний. При
этом, внушаемость, по автору, больше обнаруживалась у более способного
ученика, нежели у среднего, а у последнего больше, чем у менее способного;
но автор допускает в этом случае возможность случайности.
Поразительной детской внушаемостью объясняются, между прочим, и такие
явления, как детские психические эпидемии, и в числе их одно из
поразительных явлений этого рода представляет собою детский крестовый
поход 1212 г. Можно ли, в самом деле, иначе объяснить, как силой внушения,
странное влечение детей, которые вопреки воле родителей выскакивали из
окон, чтобы присоединиться к проходящим детским толпам, направлявшимся в
Святую Землю с целью освободить Гроб Господень.
Сумасшедшая идея освободить Гроб с помощью детских рук подавляла
совершенно в детях всякий страх перед неизвестностью и увлекала их под
видом чарующей воображение мнимой божественной миссии на путь верной
гибели и рабства.
С тех пор столь грозных детских эпидемий не случалось в истории отчасти,
может быть, потому, что дети ныне живут обыкновенно в условиях,
исключающих большое их скопление на улицах.
Однако в школах детские психические эпидемии случаются сплошь и рядом.
Они описывались многими авторами, и вряд ли нужно приводить здесь
примеры таких школьных эпидемий. Чаще всего они выражаются в
распространении среди детей судорожных и иных форм истерии и
истерической хореи. Описание этих эпидемий см.: Plecher. Die Suggestion im
Leden d. Kindes. Beitrage z. Kinderforschung und Heilerziehung. Heft 63. —
Monroe. Chorea unter d. Kinder. Offentlicher Schulen. Die Kinderfehler. 3 Jahrg. S.
158; Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб. 3 изд.
Хотя в происхождении этих детских психических эпидемий играют роль такие
явления, как наследственное расположение, малокровие и т. п., но, собственно,
непосредственной причиной здесь все же является психическая зараза,
основанная на внушающем действии примера и переживании соответствующей
эмоции.
Всем известно, что достаточно одного истерического или эпилептического
приступа среди детей, чтобы в известных случаях развилась судорожная
эпидемия, захватывающая нескольких школьников.
Влияние внушения на детский ум доказывают и случаи тайного бегства детей
для выполнения отдаленных путешествий, например, в Америку или к
Северному полюсу, под влиянием чтения книг Майна Рида, Жюля Верна и др.
Hosted by uCoz